Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"
Родилась Матрона Дмитриевна Никонова или в 1881-м, или в 1883-м, или в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. В семье было четверо детей, ещё трое умерли во младенчестве. К такому выводу в своём исследовании 2005 года приходит Валерий Бибиков, руководитель Союза возрождения родословных традиций.
Вместе с помещицей Лидией Александровой Яньковой, как повествует житие, Матрона побывала в паломничестве во многих святых местах. Но Бибиков отмечает, что Янькова была на два года младше Матроны, и две девочки-подростка вряд ли могли самостоятельно совершать паломничества. По версии Бибикова, Матрона могла быть дочерью Болотовой, будущей схимонахини Софии – первой настоятельницы Казанской Свято-Амвросиевой ставропигиальной женской пустыни в селе Шамордино Калужской губернии. Болотова осталась с девочкой после смерти своего мужа Андрея Николаевича Янькова через год после свадьбы. Ребёнка она отдала своей бездетной двоюродной бабушке Надежде Дмитриевне Бибиковой. Та, в свою очередь, могла отдать ребёнка на воспитание в крестьянскую семью. Такое иногда бывало, но чаще это случалось с незаконнорожденными детьми. Версия, что родители девочки – крестьяне – из-за бедности хотели отдать её в детдом, устроенный помещиком Голицыным, кажется маловероятной, потому что на тот момент Матрона была вторым ребёнком, а двое детей – это не много для крестьянской семьи тех лет.
Согласно житию, с детства Матрона обладала прозорливостью, могла исцелять и совершать различные чудеса. В 17 лет она перестаёт ходить. По одной из легенд, в 1899 году блаженная встречается с отцом Иоанном Кронштадтским, который называет её 8-м столпом России. После революции (примерно в 1925 году) Матрона вместе с Лидией Яньковой переезжает в Москву. При этом Матрона живёт у разных знакомых, но не у своих родных братьев, которые в то время тоже находятся в Москве, но, будучи большевиками, считают дискредитирующим для себя фактом общение с верующей сестрой.
Московский период жизни святой является основным. На это время приходится большая часть её чудес. Матрона предсказывает, помогает людям в решении различных бытовых вопросов. Например, по одной из легенд, она помогла женщине встретиться с Михаилом Калининым для решения вопроса изъятия коровы. Один раз помогла студентке со сдачей дипломного проекта: дала подробную консультацию об архитектуре итальянских городов.
Скончалась Матрона в Сходне 2 мая 1952 года. В 1997 году была канонизирована как местночтимая святая, а в 1999 – как общецерковная. 8 марта 1998 года была вскрыта могила блаженной, и её мощи были перенесены в Данилов монастырь. С тех пор 8 Марта – один из праздников, посвящённых Матроне.
Болезни, сложные семейные проблемы, покупка жилья, переезды и другой огромный спектр житейских вопросов помогала и по сей день помогает решать Матрона по свидетельству множества очевидцев на различных православных сайтах. Существует даже легенда, которая наиболее широко распространилась благодаря книге Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», о посещении Матроны Сталиным. Но комиссией по канонизации эта книга была раскритикована и многие легендарные моменты из неё в официальное житие не вошли.
Блаженная Матрона предстаёт нам как привычный религиозный образ помощника в различных делах. Как мы видим, непосредственно с проповедью Христа и обращением людей к вере в советские годы жизнь Матроны почти не связывают. Говорится о том, что многие приходившие к ней исцелялись, получали желаемое, но как это содействовало их духовной жизни – в этих историях не рассказывается.
Интересно размышление Жанны Корминой о том, что Матрона – очень подходящая святая для «примирения» советского и досоветского прошлого. Новомученики здесь не подходят, потому что их жизнь обличает богоборческую сущность государства. Матрона же нигде в житии не критикует богоборческие власти. Образ подобной святой создаёт как бы преемственность с дореволюционной Россией. Сталин здесь в ряду с такими правителями, как Александр Невский и Дмитрий Донской, которые защищали Русь от внешней угрозы и были канонизированы церковью. То есть Матрона, возможно, самый подходящий святой для современной постсоветской действительности: помогает человеку в жизненных трудностях и «легитимизирует» советскую власть как наследницу Российской империи и предшественницу РФ.