В Книге пророка Авдия (да-да, той самой из 21 стиха или из 35 предложений) говорится о старом братоубийственном споре – между Исавом (Эдомом) и Иаковом (Израилем).
Взор и слово Авдия устремлены в первую очередь, на Эдом. Однако пророк не забывает и о народе Израиля. Он говорит о суде над идумеями (они же – эдомитяне) и обосновывает его. Поэтому большая часть послания Авдия не выглядит обнадёживающей и сколь-нибудь назидательной. Тем не менее эти обличающие слова необходимы. И причина тому – высокомерие людей. Пророк говорит о Дне Господнем, который станет судом для Его врагов. В то же время в конце своей короткой книги он говорит об этом дне как о дне спасения Божьего народа. И эти слова вселяют надежду.
Послание пророка Авдия, хотя и краткое, невозможно не услышать. При жизни пророка его слова относились к современникам. Но настоящее пророчество актуально во все времена: тот, кто презирает Божье благословение и высокомерно восстает против Бога, в конце концов окажется перед грудой обломков своей жизни и познает Бога как судью. Бог гордому противится – в этом великий урок этой маленькой книги.
Авдий показывает, как два брата – и два братских народа – проживают по-разному свою жизнь и как отличается суд Божий в отношении каждого из них. Для одного это означает последний день и погибель, для другого – спасение и благословение.
Брат ты мне или?..
Два брата – Исав и Иаков – определили направление дальнейшей жизни не только для себя, но и для своих потомков. Отношения между ними были и остаются отравленными. Авдий переносит нас в то время, когда избранный народ Божий – наследники Иакова – стал объектом высокомерных насмешек и военных преступлений.
В финале Ветхого завета другой пророк – Малахия – скажет о суде Божьем над Иаковом и Исавом коротко: Господь «возлюбил Иакова, а Исава возненавидел».
И это не про заданность: при рождении Иаков был ничуть не лучше своего брата Исава, но для него оказалось важным Божье благословенье, а не сытная похлёбка.
Семейный конфликт двух братьев превратился в конфликт народов. Поразительно, но едва ли найдётся враг Израиля, который так часто упоминается в пророчествах, как потомки Исава. И у Эдома, в отличие от других врагов Израиля, нет будущего в тысячелетнем царстве.
Вот несколько фактов из истории отношений двух братьев:
- близнецы Исав и Иаков сталкиваются друг с другом уже в утробе матери;
- Исав – любимый сын отца, проводящий дни в поле, Иаков – любимый сын матери и трудится в доме;
- Исав пренебрегает своим правом первородства и продаёт его за миску чечевичной похлёбки;
- Иаков переодевается в Исава и обманом добивается благословения у своего отца;
- Исав хочет убить Иакова, и тот поэтому убегает.
Даже после возвращения Иакова примирение происходит лишь внешне, внутри же – пустыня отчуждения. Исав поселяется в горах к югу от Мёртвого моря, в то время как Иаков остаётся в земле своих отцов
Позже, когда «Израиль из Египта шёл», Эдом отказывает родственному израильскому народу в проходе через свою землю. Но Господь заповедал Израилю не ненавидеть братский народ, потому что идумеи были связаны с ними.
Далее идумеяне упоминаются в книгах Иисуса Навина и Судей, но там ничего не сказано о каких-либо других конфликтах с потомками Иакова. Только с появлением царя начинаются распри между обоими народами. Саул, Давид, Соломон и другие цари – все они сражаются с эдомитянами.
А затем именно идумеи подстрекают вавилонских врагов к борьбе с Иерусалимом и к его разрушению.
А что мы?
Из Нового завета мы узнаём не только то, что все писания – о Христе, но и то, что все они полезны и для нас, и неважно, сколько столетий отделяют нас от тех событий, о которых говорится в тексте. Однако при поверхностном чтении Книги пророка Авдия может возникнуть вопрос: в чём основной посыл этой небольшой книги для современного человека, живущего в XXI веке? Что Авдий говорит именно нам?
А меж тем в его словах для нас есть немало практических уроков:
- Авдий предостерегает нас от гордыни и высокомерия – первых характеристик дьявола. Дважды в Новом завете говорится, что Бог «гордым противится, а смиренным даёт благодать». В притчах Соломон предостерегает своего сына словами, что «несчастью предшествует гордыня, а падению – высокомерие». Из книги Авдия это ясно видно на примере Эдома.
- Он предупреждает нас об опасности любой братоубийственной вражды. Эта вражда питается ненавистью, которая есть худшее проявление нашей падшей природы. Первое убийство, которое мы встречаем в Библии, показывает, какой плод приносит ненависть к брату.
- Пророк учит не полагаться только лишь на житейскую мудрость, если она оторвана от веры в Истинного Бога. Без этого житейская мудрость есть глупость и ведёт к гордыне (см. п. 1).
- Авдий учит нас, что за свои поступки придётся отвечать. Исав, не примирившись с братом, посеял семя вражды, которое не преминуло прорасти. Какое-то время могло казаться, что Господь попускает неправду, но пророк напоминает о грядущем Дне Суда.
- Он показывает нам, что вера в Бога и надежда на Его помощь – это то, что помогает преодолевать трудности и испытания. Его книга напоминает, что Бог всегда с человеком, даже в самые трудные времена.
- Авдий показывает, что Господь не только справедлив, но и милостив: потомки Иакова во многом были не лучше потомков Исава, но они не проскочили мимо ситуации выбора и потому получают благословение тысячелетнего царства. И это не что иное, как чистая благодать.
- И, наконец, пророк напоминает нам, что первородство и благословение не получают автоматически, за них нужно бороться и торговаться, а ещё их можно утратить, променять на что-то дешёвое и бездарное. А это страшно, потому что и сам утративший, и его потомки станут подобны соломе, и никого из них не останется.
Да, пророк Авдий оставил после себя всего 21 стих. Стоит прочитать его слово повнимательнее именно сегодня, когда ежедневно миллионным эхом звучит названный его именем разгромленный город Авдеевка как знак пылающей вражды родных народов.