Помимо 12 апостолов, ближайших учеников Спасителя, и конечно же апостола Павла, который занимает совершенно особое место в истории христианства, у Христа было немало и других учеников и последователей. Об этом свидетельствует сам текст Священного писания. Евангелист Лука пишет: «После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк 10:1-2).
Этим ученикам Христос доверил подготовку своего служения – Иисус не просто так бродил по городам Иудеи, Галилеи и Самарии, но шёл туда, где Его уже были готовы видеть общины верных Господу людей, которых и оповестили первые апостолы.
Имена этих семидесяти посланников в Новом Завете не названы. Конечно, в православном месяцеслове сообщается список апостолов «от семидесяти», но этот перечень был составлен в V–VI веках.
Впрочем, некоторые имена нам известны из текста Священного Писания. В частности, Деяния Апостолов сообщает о том, что вместо Иуды, выбывшего из числа учеников Спасителя, был избран новый апостол – из числа 70 его учеников.
«И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию». (Деян 1:23-25)
Также имена учеников упоминаются во время церемонии избрания первых диаконов:
«Избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки». (Деян 6:5-6)
Также Церковное Предание относило к 70 апостолам евангелистов Марка и Луку, а также Иакова Праведного, сводного брата Иисуса Христа, Клеопу, брата Иосифа Обручника.
В то же время в месяцеслове упоминаются и те, кто никак не мог принадлежать к первым ученикам Христа – например, в книга Деяний (Деян 4:36-37) сообщается об обращении Варнавы к вере только после Вознесчения Христа. Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян 18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм 1:10). Ну и что же с того?
Отождествление этих учеников с теми 70 учениками Христа означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил своих первых учеников.
Как писал церковный историк IV века Евсевий Кесарийский, «имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников».
И действительно, в книге Деяний апостолов говорится, что первая христианская община в Иерусалиме состояла из 120 учеников Спасителя (Деян 1:16).
Апостол Павел в Послании к коринфянам и вовсе говорит о 500 учениках, которым явился Христос Воскресший (1 Кор 5:15).
Но так или иначе, во все времена жизни Церкви слова Спасителя сохраняли свою актуальность: «Жатвы много, а делателей мало».