Агент «Антонов»

РПЦ разорвала все отношения с Константинопольским патриархатом в ответ на его действия по признанию неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата. «Стол.ком» вспоминает биографию самозваного «киевского патриарха», ставшего символом раскола православия на Украине

Никита Пустосвят. Спор о вере. Василий Перов

Никита Пустосвят. Спор о вере. Василий Перов

Решение Синода Константинопольского патриархата о снятии анафемы с раскольника и самозваного «киевского патриарха» Филарета Денисенко больше говорит о самом Константинопольском патриархате, который решил действовать на Украине по методам «чёрных рейдеров». Чтобы «отжать» приходы у Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) – единственной канонической церкви на Украине, патриарх Варфоломей решил первым делом «зачистить поляну». То есть в нарушение всех правил и традиций Варфоломей объявил, что выдаст томос об автокефалии ещё не существующей в природе церкви – без учета мнения единственного законного архиерея на Украине. И  для этого Варфоломей – без всякого соборного рассмотрения – признал раскольников   законными архиереями (речь идёт также и о  митрополите так называемой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макарии Малетиче).

При этом и сам патриарх Варфоломей, и Константинопольский синод подпадают под действие канонических правил, которые считают раскольником всякого, кто сообщается с раскольниками. Помните 1-й псалом царя Давида? «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»

Поэтому духовным властям РПЦ ничего другого и не оставалось, кроме как объявить о расторжении евхаристического общения уже с Константинопольским патриархом: по сути, это Варфоломей сам себе объявил анафему.

И недаром говорят, что Господь, желая наказать человека, лишает его разума, ведь для Варфоломея и иже с ним достаточным наказанием будет то, что они связались с Филаретом (в миру Михаилом) Денисенко.

Патриарх Константинопольский Варфоломей. Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Лубянский карьерист

Не так давно, благословляя карателей из скандально известного батальона уголовников «Торнадо» на зачистку Донбасса, Филарет Денисенко заявил, что убийство русских больше не является смертным грехом.

– Не нужно думать, что население Донбасса невиновно в своих страданиях, – витийствовал Денисенко. – Виновно! И свою вину должно искупить страданиями и кровью! Поэтому их уничтожение – это не нарушение заповеди Божьей! Это не убийство!..

При этом сам Михаил Денисенко является выходцем из семьи донецких шахтеров:- его отец работал на шахте «Незаможник», что в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области, мать была обычной дояркой. В семье, помимо старшего Михаила, родившегося в январе 1929 года, было ещё трое сыновей: Владимир, ставший потом военным лётчиком, Иван, много лет проработавший инженером на цементном заводе, и Николай, работавший инженером на шахте. Словом, обычные донецкие работяги, которых нынешние адепты «Киевского патриахата» презрительно именуют «ватниками» и «колорадами».

Но вот советский комсомолец Михаил Денисенко, окончивший школу в 1946 году, решил вдруг посвятить свою жизнь Богу. В одном из интервью он признался, что на его решение стать священником повлияла гибель отца на фронте. Имелась и другая причина: в его родном селе Благодатном после немецкой оккупации открылся старинный Свято-Николаевский храм, который в начале 30-х годов был закрыт и использовался как зернохранилище. Михаил Денисенко стал при этом храме служкой, и вскоре он уже не видел для себя никакого иного пути. Так или иначе, но в 1946 году Михаил Денисенко поступил учиться в Одесскую духовную семинарию, после окончания которой он был отправлен для продолжения учёбы в Московскую духовную академию, где он и принял монашеский постриг.

Также он дал и другой «обет» несколько иного служения: именно будучи студентом академии, Денисенко дал подписку о сотрудничестве с органами КГБ. Взамен он получил оперативный псевдоним – «Антонов» – и гарантию быстрого продвижения по карьерной лестнице.

И чекисты не обманули: всего за десяток лет он достиг таких постов и чинов, которых иные священники не могли заслужить и за всю жизнь.

Сразу после окончания академии он получил пост преподавателя Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре, а затем его переводят на должность смотрителя Патриарших покоев в Лавре при патриархе Алексии I (Симанском). Но патриарх быстр раскусил «смотрителя» от Лубянки, фактически отлучив его от всех серьёзных дел. А вскоре он перевел Филарета, получившего сан игумена, подальше от столицы – в Саратов, где Денисенко стал инспектором местной духовной семинарии. Оттуда он перевёлся в Киев, где вскоре получил должность ректора Киевской духовной семинарии.

Кстати, одним из его студентов был сам отец Павел Адельгейм.

«Мой однокурсник Лёня Свистун предложил сделать всем семинаристам значки из бронзы, завинчивающиеся на чёрном семинарском френче, – вспоминал Павел Адельгейм. – Ребятам понравились жёлтые полированные крестики на чёрном фоне. Семинарское начальство с удивлением увидело значки на всех семинаристах и начало борьбу со значками, применяя физическую силу для их изъятия...

Второй эпизод связан с празднованием Первого мая. В 1959 году оно пришлось на Великую пятницу, день сугубого поста. Филарет назначил торжественное собрание, во втором отделении – хор с патриотическими песнями. Лёня Свистун предложил мне пойти к ректору с протестом. Мы пошли, и Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти:

– Я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться?! Под чьим небом вы живёте?! Чей хлеб едите?! По чьей земле ходите?! Вы неблагодарные, вас советская власть учит, а вы!..

Это была последняя капля. Филарет перед экзаменами заставил меня написать заявление об отчислении из Киевской семинарии «по собственному желанию».

Следом отчислили и всех остальных студентов – в стране началась новая антирелигиозная кампания, инициированная Никитой Хрущёвым, который пообещал построение коммунизма к 1980 году. А разве могли при коммунизме существовать православные храмы?!  Поэтому ударными темпами закрывались последние работавшие храмы, только за год в СССР было ликвидировано 5 из 8 семинарий. Самые активные священники, пытавшиеся протестовать, шли в лагеря по статье об антисоветской агитации.

Но вот «Антонов»-Денисенко вновь пошёл на повышение: в 1960 году он был назначен управляющим делами Украинского экзархата РПЦ (в те годы церковь в Украинской ССР существовала в статусе «экзархата», то есть объединения нескольких епархий в границах союзной республики).

Далее – пунктиром – он был назначен управляющим Рижской епархией, через год получил в управление Среднеевропейский экзархат, стал епископом Венским и Австрийским, затем вернулся в Москву – на должность ректора Московской духовной академии и семинарии. И вот в 1966 году он триумфально вернулся в Киев – уже в сане митрополита Киевского и Галицкого, Патриаршего экзарха всея Украины.

Так, всего за 15 лет Михаил Денисенко из обычного выпускника семинарии стал одним из самых влиятельных архиереев Русской православной церкви.

Иродиада Киевская

Интересно, что именно в то время судьба впервые свела Денисенко и с нынешним своим товарищем по расколу – предстоятелем так называемой  «Украинской автокефальной православной церкви» митрополитом Макарием. Правда, тогда ещё Николай Малетич учился в Одесской духовной семинарии, откуда он был отчислен по повелению церковного начальства – «за антисоветскую агитацию и пропаганду».

Впрочем, тогда это было делом обыденным.

Бывший председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Константин Харчев вспоминал: «С точки зрения партийного работника, функционера, на внешней арене он всегда выполнял с блеском все вопросы, которые мы перед ним ставили. Прекрасный был исполнитель. Мы, в свою очередь, старались чётко ставить перед ним задачи, заранее обговаривали, в каких пределах он может действовать. Всё сводилось, разумеется, к защите и пропаганде партийной позиции».

В первые годы «незалежности» украинские СМИ даже опубликовали список священников, которых выдал КГБ агент «Антонов». Среди них – настоятель Свято-Успенской Почаевской лавры в Тернопольской области Николай Старинский – будущий архиепископ Питирим, который успел скрыться от ареста в Туркмении у людей, которым доверял патриарх Пимен. Но Филарет выманил его для «откровенного разговора» в Киев, во Владимирский собор, где его и взяли сотрудники КГБ. В 1983 год он был осуждён к 6 годам лишения свободы за антисоветскую агитацию, и будущий митрополит вышел на свободу уже при Горбачёве.

Сегодня митрополит Питирим является митрополитом Николаевским и Очаковским канонической Украинской православной церкви. Как вы думаете, пойдёт ли он служить в церковь Денисенко?

Впрочем, работа на КГБ – это лишь небольшой эпизод из обширного списка «подвигов» Денисенко во главе Украинского экзархата.

Куда больше киевскому духовенству запомнилась «Иродиада» – некая Евгения Петровна Родионова, гражданская жена монаха Денисенко, давшего обет безбрачия, которая родила экзарху троих детей – дочерей Веру и Любу, сына Андрея.

Священник УАПЦ Александр Зарудный вспоминал, что жена Денисенко не просто не скрывалась от общественности, но самым активным образом вмешивалась в управление церковью: «Она занималась подбором кадров, вмешивалась в епископские хиротонии и рукоположения священников. Даже письма, в которых верующие сообщали митрополиту о своих заботах или вскрывали недостатки местных священников, проходили через её руки, и она решала, достоин ли священник осуждения или его следует оставить в покое...»

Правда, счастливой семейной жизни у Филарета не сложились. Старшая дочь Вера даже писала в письме патриарху Алексию II, что властная «Иродиада» фактически шантажировала Денисенко: «Я неоднократно слышала угрозы шантажа с её стороны в адрес владыки Филарета, а именно: «Если ты не будешь выполнять мои приказы и будешь умничать много, то я скажу на Священном синоде, что у тебя есть от меня родные дети, и тогда ты пойдёшь с мешком по городу Киеву». Владыка Филарет этого очень боится и вынужден идти у неё на поводу даже в церковных вопросах...»

 

Фиаско местоблюстителя

В мае 1990 года на 80-м году жизни скончался Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Митрополит Филарет (Денисенко)  как самый влиятельный из тогдашних архиереев был избран на пост местоблюстителя Патриаршего престола, что в те годы фактически означало гарантированное избрание и в патриархи.

Но в Политбюро ЦК КПСС решили всё переиграть. Как выяснилось из отчётов «пятерки» – 5-го Главного управления КГБ, которое и курировало церковь, накануне выборов партийные органы получили массу негативных сигналов от представителей духовенства, утверждавших, что избрание патриархом столь неоднозначного лидера «киевского клана» приведёт к настоящему расколу в церкви. В итоге в Политбюро решили для успокоения обстановки сделать ставку на представителя «группировки западников» – митрополита Алексия Ридигера (а чтобы не давать повода обвинить Москву в антиукраинских настроениях, на выборах патриарха был выдвинут ещё один «украинец» – митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир Сабодан).

В итоге новым патриархом был избран Алексий II, а Денисенко занял предпоследнее место, проиграв Сабодану.

Самозванец на престоле

После возвращения в Киев Денисенко был уверен, что новый патриарх обязательно сместит его с митрополичьей кафедры – как политического соперника (надо полагать, сам Денисенко на посту патриарха поступил бы именно таким образом). И он решил нанести упреждающий удар: вскоре он собрал епископов и потребовал у патриарха Алексия II дать Украинской митрополии больше самостоятельности и упразднить само название «Украинский экзархат». Интересно, что под этим письмом стоит и подпись нынешнего украинского предстоятеля Онуфрия – в то время ещё епископа Черновицкого и Буковинского.

Что ж, патриарх Алексий II пошёл навстречу украинцам. Дело в том, что в начале 90-х на Украине началась необъявленная религиозная война против православных. Ещё в самом начале перестройки во Львове появился некий «Комитет защиты УГКЦ» (Украинской греко-католической церкви, находящейся в унии – то есть в подчинении – с Ватиканом), которые и ввели практику силового захвата храмов. Следом за этим погромную тактику переняли и адепты Автокефальный церкви – официальной церкви тогдашних украинских националистов, существовавшей за счёт зарубежной диаспоры.

Натиск на русскую церковь стал настолько мощным, что некоторые православные священники просили патриаршего благословения на временный переход к автокефалам ради сохранения приходов от униатской агрессии. Среди них был и Николай Малетич – нынешний лидер УАПЦ.

И вот в октябре 1990 года после Архиерейского собора РПЦ патриарх Алексий II сам привёз в Киев акт об автономии Украинской православной церкви. «Благодарность» украинских националистов превзошла все ожидания: Софийский собор Киева, где шла торжественная служба патриарха, был окружён сотнями бесчинствующих молодчиков, скандировавших «Москалей на ножи!».

Именно тогда Денисенко, до этого откровенно презиравший украинских местечковых «селюков», и увидел в националистах новую силу, которая поможет сохранить ему власть.

С подачи идеологов ОУН (Организации украинских националистов) Денисенко публично обвинил патриарха Алексия II в подлоге и обмане – дескать, этот документ давал не полную независимость, но только автономию в рамках Московского патриархата. В январе 1992 года он собрал Украинское епископское совещание, которое потребовало уже полной независимости. Ответ Алексия II был примирительным: патриарх напомнил, что подобные вопросы должен решить Архиерейский собор РПЦ, который был назначен на конец марта 1992 года.

Однако Архиерейский собор неожиданно прокатил самого Денисенко: против отделения от Русской церкви выступило подавляющее большинство украинских епископов. Более того, прошедший в мае 1992 года на территории Покровского монастыря в Харькове Архиерейский собор епископов Украинской православной церкви сместил Денисенко с Киевской кафедры, лишив его сана и всех степеней священства.

Новым предстоятелем Украинской церкви был избран митрополит Владимир Сабодан.

Но Денисенко и не думал подчиняться решению собора. Вернувшись в Киев, он издал акт об отлучении от церкви всех «изменивших» ему архиереев, а сам собор он объявил заговором не только против него лично, но и против всей Украинской государственности. И под гром аплодисментов украинских боевиков УНА-УНСО (боевого крыла ОУН) он объявил о создании новой Украинской православной церкви Киевского патриархата, которая объединит всех представителей христианских конфессией.

Интересно, что первым «Киевским патриархом» стал вовсе не Денисенко. По настоянию лидеров ОУН и зарубежных спонсоров Украинской автокефальной церкви тиара патриарха была отдана лидеру УАПЦ некоему Мстиславу Скрипнику – родному племяннику Симона Петлюры.

Но союз с УАПЦ был недолгим. Кто-то вспомнил, что престарелый Скрипник ещё накануне Второй мировой войны будто бы выдал полякам неких лидеров ОУН. Против Скрипника выступили и спонсоры из Канады, вспомнившие, что тот присвоил значительные деньги, собранные на постройку храма.

Союз с автокефалами распался, но в этот момент на «Киевский патриархат» обратил своё внимание и первый президент Украины Леонид Кравчук – бывший заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК КПУ и непосредственный начальник Денисенко.

Таинственная смерть зиц-председателя

И вновь Денисенко был вынужден уступить. По настоянию Кравчука «Киевским патриархом» стал некий Василий Романюк – настоящий кумир националистов и бывший бандеровец УПА, отсидевший 10 лет в сталинских лагерях. Второй раз Романюк был осужден на 7 лет лагерей уже в 1972 году, будучи настоятелем прихода в Ивано-Франковске. Неизвестно, приложил ли руку к его аресту сам Денисенко, но Романюк, мягко говоря, не питал к Филарету никаких тёплых чувств.

Впрочем, сам Романюк в «Киевском патриархате» бы не более чем «зиц-председателем Фунтом», а всеми делами в церкви ворочали сам Кравчук и его протеже Денисенко.

Например, в украинской прессе не раз публиковались сообщения, что Кравчук перевёл в церковный банк Денисенко все партийные средства, оставшиеся после запрета компартии республики. Также на счета «Киевского патриархата» приходили щедрые пожертвования как из государственного бюджета, так и от зарубежных спонсоров, а в ответ Денисенко «жертвовал» средства нужным политикам. Например, в Германии собрали гуманитарную помощь для жертв Чернобыльской катастрофы: практичные немцы решили отдать чернобыльцам списанную военную форму армии ГДР, а также полсотни старых военных грузовиков. Всё это имущество было отдано Денисенко, а тот подарил его боевикам УНА-УНСО.

Кучма правил два президентских срока, и за это время под «крышей» УПЦ КП образовался настоящий коммерческий холдинг. Руководители одной церковной компании занимались беспошлинным ввозом в Украину иномарок, другие перегоняли за рубеж тысячи тонн металла, газ и нефть, третьи везли на Украину составы с оргтехникой и микроволновками.

Через некоторое время Романюк воспротивился отведённой ему роли: в июле 1995 года, узнав о «пропаже» свыше трёх миллиардов гривен со счетов Киевской епархии, он распорядился провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности епархии, пригрозив Денисенко увольнением со всех постов.

Но за несколько дней до начала проверки Романюк неожиданно скончался от сердечного приступа. По городу пошли слухи, что «патриарха» будто бы отравили по приказу Денисенко. Дело в том, что Романюку стало плохо во время встречи с некими женщинами из лагеря «филаретовцев». Два часа они будто бы пытались самостоятельно откачать «святейшего», сломав ему все ребра, и только потом вызвали «скорую».

Подозрений добавило и то, что уголовное дело по факту смерти владыки было быстро прекращено без всяких экспертиз.

Анафема

Так Филарет Денисенко добился своего: он наконец-то стал «патриархом Киевским и всея Украины-Руси».

Пусть и самозванцем, но эта подробность его никогда не смущала. Единственное, чего Денисенко не мог купить себе ни за какие деньги, – это признания своей «конторы» в церковном мире.

И тут в дело вступил Константинопольский патриарх Варфоломей. Правда, тогда конфликт РПЦ и Константинополя начался из-за Эстонии. Сначала священники Эстонской православной церкви, жалуясь на атаки националистов, потребовали вернуть статус автономии, а затем в дело вступили политики, потребовавшие полного разрыва отношений с Москвой и передачи всех православных храмов на территории Эстонии в подчинение Константинопольскому патриархату.

Именно тогда патриарх Варфоломей, вообразив, что со слабой Россией можно уже не считаться, неожиданно поддержал раскольников.

Ответная реакция патриарха была предельно жёсткой. Москва и Константинополь на несколько лет даже разорвали церковные «дипломатические» отношения.

Сварой двух столиц православия и решил воспользоваться Денисенко, предложивший Константинопольскому патриарху признать легитимность Киевского патриархата.

Но союз Киева с Константинополем так и не состоялся: как раз в то время шла война в Югославии, и американцы решили, что Москву не следует лишний раз злить.  И патриарх Варфоломей, послушный воле Госдепа США, пошёл на попятный.

Спешно собранный в феврале 1997 года Архиерейский собор РПЦ отлучил Филарета от церкви:  «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

Ставка на Майдан

Последнее десятилетие звезда Денисенко стала неумолимо клониться к закату.

Испортились и отношения с западными спонсорами. Так, «Постоянная конференция украинских епископов за пределами Украины», объединяющая украинскую православную диаспору США и Канады, выдвинула против Филарета обвинение по 16 пунктам. Особенно негативной была реакция на попытки Филарета взять под свою юрисдикцию приходы в США и Канаде.

Филарет Денисенко на Евромайдане

Разразился скандал и по линии Госдепа США, где лидера УПЦ КП уличили в торговле «церковными» визами: под видом паломников они везли за океан нелегальных мигрантов.

Возможно, именно поэтому направленное в 2000 году письмо Денисенко к патриарху Варфоломею с просьбой снять с него анафему осталось без ответа: американцы хотели показать Филарету всю длину поводка.

Спасением для Денисенко стали майданы. Ещё во время «Оранжевой революции» 2004 года Денисенко практически не слезал с трибуны, требуя гнать «москальских попов» из незалежной.

Уничтожение канонической Украинской православной церкви стало и главным требованием «Киевского патриархата» во время последнего майдана.

 

Война продолжается

Патриарх Варфоломей, вмешиваясь в ситуацию на Украине, думал, что переиграл всех. От него ждали признания «Киевского патриархата», но вместо этого он пошёл другим путём – запустил процесс восстановления на территории Украины Киевской митрополии Константинопольского патриархата, существовавшей в XVII веке. На этой территории митрополии Варфоломей объявил о начале создания некой новой Единой поместной церкви – как раз  для этого он и снял анафему с глав Киевского патриархата и Автокефальной церкви, а их верующие и клир «восстановлены в общении с церковью». Теперь же направленные в Киев экзархи – архиепископ Памфилийский Даниил из США и епископ Эдмонтонский Иларион из Канады – сформируют новую «вертикаль власти» новой церкви, которой и будет вручён долгожданный томос об автокефалии.

И вовсе не обязательно, что главой новой украинской церкви окажется Филарет или тот же Макарий Малетич. Дело в том, что восстановленный «в общении» Филарет по воле Варфоломея был понижен из «патриархов» до обычного архиерея, каких на Украине десятки. Не ожидавший такого оборота Филарет даже растерянно произнёс:

– Я всю жизнь был патриархом, патриархом и останусь!

Становиться обычным архиереем в новой церкви Константинопольского патриархата он явно не собирается, ведь он сам себе патриарх.

Конечно, знающие люди давно уже предупреждали Варфоломея, что для подобного рейдерства ему было бы лучше подождать пару лет – до смерти Филарета – и лишь потом наводить на Украине свои порядки. Но в том-то и дело, что у Варфоломея для манёвра совсем нет ни времени, ни пространства: его торопит сам президент Порошенко, для которого получение томоса стало важнейшим краеугольным камнем политической избирательной кампании – как получение «безвиза» в страны Евросоюза. Учитывая, что весь предыдущий срок Порошенко вообще никак не интересовался религиозными проблемами страны, его интерес к автокефальной церкви может закончиться так же быстро, как и начался. Поэтому грекам и приходится ковать железо пока горячо.

То есть для Филарета война продолжается – только теперь уже не с москалями, а с греками.

 

Читайте также