Эля Калиниченко
Раньше в России колокольный звон был привычным и понятным звуком для городских и сельских жителей. Колокола ежедневно призывали к началу богослужения, а также извещали о главных моментах службы. Церковный календарь был тесно связан с жизнью обычных горожан, по колокольному звону они определяли время. Люди хорошо понимали язык колоколов и могли отличить постный, будничный, праздничный звоны, набат (тревожный звон с частыми ударами в большой или средний колокол), путевой звон (в метель и бурю). Искусство звона передавалось из уст в уста, звонарских школ не было. Звонарями на Руси становились церковные сторожа, алтарники, отставные солдаты – те, кому настоятель давал это послушание. Профессиональные звонари были скорее исключением.
В советское время колокольный звон пережил самые настоящие гонения. Во многих крупных городах Европейской части России был запрещён колокольный звон. Огромное количество древних богатых колоколов в это время было уничтожено. И, как следствие, профессия звонаря стала редкой, уходящей. Сейчас люди снова начинают интересоваться колокольным звоном, его всё чаще можно услышать не только в центре, но и на окраинах Петербурга. Во многом это происходит благодаря звонарским школам, которые стараются изучать традиции колокольного звона, обмениваться между собой опытом, делиться знаниями и мастерством с приходящими на звонницу учениками.
Как говорят преподаватели звонарских школ, сейчас многие идут в звонари, людей привлекает кажущаяся лёгкость этого дела, но остаются и становятся звонарями единицы. Случайные люди на колокольне не задерживаются. Хотя случается всякое. Музыкального образования не требуется, здесь важно чувство ритма. Но нужно «заболеть» колокольным звоном, потому что звонарь поднимается на колокольню в любую погоду, чтобы возвещать о начале службы. Опаздывать или не пойти нельзя, потому что на твой звон ориентируются остальные.
В некоторых храмах в последнее время стали ставить электронный блок, который управляет приводами, подключёнными к колоколам. Но многие против, потому что теряется «душа» звона.
В квалификационном справочнике работ и профессий такой профессии, как звонарь, нет. В последние десять лет в звонари идёт всё больше женщин, среди которых есть врачи и учителя, реставраторы и домохозяйки, студенты и преподаватели, иконописцы и спортсмены. Труд звонаря оплачивается, но не все храмы имеют такую возможность. Звонарь – это скорее призвание. Есть люди, которые в силу обстоятельств не могут совмещать основную работу и ежедневный звон в храме: не совпадают графики, например. Но и для них находится дело. Они принимают участие в ансамблевых звонах на колокольных фестивалях, дают мастер-классы и читают лекции о традициях, истории, видах колокольных перезвонов.
Татьяна – звонарь в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Три года назад по совету знакомого священника пришла в школу звонарей. «Мне нравится чистота и звучание колоколов внутри: как колокола поют и гудят, как передают настроение и отражают происходящее внутри храма, будь то ежедневная вечерняя служба или праздничная, торжественная»
Колокола Церковного звона (нижней звонницы) Петропавловского собора
Звонарь Лидия: «Я музыкант, поэтому я искала инструмент, который услышат люди, звук, которым можно поделиться со всеми, в отличие от концертного зала, куда люди покупают билеты, приходят, но могут разочароваться, потому что эта музыка говорит не на их языке, может не произойти контакта. А здесь – мгновенный удар, когда ты идёшь, и нежданно-негаданно звон. Иногда люди останавливаются и смотрят на колокольню, кто-то идёт дальше по своим делам, кто-то слушает звон до конца. Интересно наблюдать сверху за реакцией людей»
Владимир Степанович Кайчук (руководитель школы звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери) и его ученики на репетиции колокольного звона перед Пасхальным фестивалем на колокольне Петропавловского собора
Ксения – звонарь храмового комплекса на Пискарёвском проспекте. По профессии врач-терапевт. В 2000 году пришла в школу звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери. «Для меня колокольный звон – это часть православного богослужения, которое я очень люблю. Мне нравится быть причастной к его красоте», – говорит Ксения. «Когда звонишь в колокола, как будто погружаешься в стихию ритма. Наверное, если бы я была мужчиной, была бы барабанщиком»
Фёдор Фёдорович проверяет колокола на переносной звоннице для ансамблевого исполнения колокольных звонов на концерте древнерусской духовной музыки «Мироносицкие встречи в Санкт-Петербурге»
Яна, ученица школы звонарей при духовно-просветительском центре «Причастие», несколько лет назад узнала, что на Пасхальной неделе на колокольню может подняться любой желающий. Позже, когда была на Валааме, пробовала звонить в колокола на звоннице, которая находилась на игуменском кладбище. Так к ней пришло желание научиться колокольному звону. «Я воспринимаю обучение звону как мой духовный путь»
Колокола Церковного звона Петропавловского собора
Елизавета – звонарь в храме Святой мученицы Татианы на Коломяжском проспекте. По профессии Елизавета тренер по плаванию. Звонари этого храма колокольным звоном не только встречают прихожан, но и извещают о главных событиях службы. На звоннице нет различия в управлении колоколами для праворуких и леворуких людей: правой рукой звонят в малые, зазвонные колокола; левой рукой управляют подзвонными колоколами (средними по размеру), а самым большим – благовестником – управляют правой ногой
Красный цвет – цвет Пасхи, поэтому в честь праздника к языку колокола или к веревкам привязывают красные ленты. Звонница при храме Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина
Мария во время звона перед вечерним богослужением на Страстной неделе на колокольне Владимирского собора. В Великий Пост появляются разновидности звонов, присущие только этому периоду. Например, в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду совершают часовой звон (единичные удары к началам богослужений в постный колокол) и звон в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по размеру). Во многих храмах звоны на период Великого Поста отменяются.