×

Чтение от Чукотки до Италии

С июля на сайте сервиса LiveLib открыто народное голосование в рамках Национальной литературной премии «Большая книга». Его итоги будут подведены только в конце года, но за гонкой уже интересно наблюдать. Я сам лауреат этой премии, и мне есть что рассказать читателям
+

Однажды критик Сергей Чупринин сравнил премию с подарком вельможи. В давние времена богатый меценат мог подарить любимому писателю драгоценный перстенёк или деревеньку. Так, император Николай I в благодарность за «Ревизора» подарил Николаю Васильевичу Гоголю бриллиантовый перстень. Гоголь некоторое время носил его, а потом продал и на вырученные деньги жил несколько лет. 

Наверное, такие подарки возможны и в наши дни, но неофициально. А вот литературные премии на виду. Есть государственные, есть частные. Есть либеральные, есть патриотические. Национальная литературная премия «Большая книга» – одна из старейших и самых больших. Писатель, занявший первое место, получает три миллиона рублей. Второе место – полтора миллиона, третье – миллион. Присуждает премию большое жюри – Литературная академия, в которую входят сейчас больше ста человек: писатели, критики, банкиры, учёные, журналисты, деятели культуры. Голосование у них тайное, до последнего момента результат не известен. 

На премию можно выдвинуть книгу практически в любом жанре, кроме поэтического. В конкурсе участвуют романы, повести, сборники рассказов, литературные и научные биографии. Всё, кроме стихов. 

Как всё начиналось

Первым лауреатом, обладателем главного приза, стал в далёком уже 2005 году Дмитрий Быков за биографию Бориса Пастернака. С тех пор лауреатами и финалистами становились не все, но очень многие современные известные русские писатели. Людмила Улицкая и Владимир Маканин получали Большую книгу в статусе живых классиков (слава Маканина, правда, с тех пор, на мой взгляд, несколько потускнела). Виктор Пелевин и Владимир Сорокин – культовые писатели нашего времени – тоже лауреаты этой премии. С победы в «Большой книге» началась громкая слава Евгения Водолазкина и Гюзели Яхиной. 

 Медиапроект s-t-o-l.com

Дмитрий Быков. Фото: wikimedia.org

Иной читатель может и разозлиться. Эти писатели там деньги делят, а он чужой на этом празднике жизни? Нет, не чужой. Длинный (полуфиналисты) и короткий (финалисты) списки «Большой книги» для читателя как библиотечный каталог новинок. Эксперты стараются отбирать наиболее интересные, талантливо написанные книги. Ошибаются, конечно, регулярно, но всё-таки каждый год длинный и короткий списки «Большой книги» помогают нам, читателям. Помогают не пропустить новую книгу, интересную книгу.

Список финалистов

В этом году финалистами «Большой книги» стали 13 писателей.

Вот список:

Наринэ Абгарян. «Симон».

Дмитрий Бавильский. «Желание быть городом: Итальянский травелог эпохи Твиттера в шести частях и 34 городах».

Юрий Буйда. «Сады Виверны».

Оксана Васякина. «Рана».

Евгений Водолазкин. «Оправдание Острова».

Михаил Гиголашвили. «Кока».

Андрей Дмитриев. «Этот берег».

Майя Кучерская. «Лесков. Прозёванный гений».

Владимир Паперный. «Архив Шульца».

Алексей Поляринов. «Риф».

Виктор Ремизов. «Вечная мерзлота».

Марина Степнова. «Сад».

Леонид Юзефович. «Филэллин».

Биография Лескова и книга о последней «великой стройке» сталинизма

Большинство авторов достаточно известны в широких (скажем, Наринэ Абгарян и Евгений Водолазкин) или узких кругах. Имя культуролога Владимира Паперного помнят многие из тех, кто учился на гуманитарных факультетах (хотя бы как автора монографии «Культура Два»). Читатели литературных журналов хорошо знают Юрия Буйду, Андрея Дмитриева, Дмитрия Бавильского. Филолог, писатель, переводчик Алексей Поляринов получил в минувшему году «Приз читательских симпатий» литературной премии «НОС». «Сад» Марины Степновой успел стать бестселлером. 

Писательница Майя Кучерская много (насколько я знаю, больше десяти) лет работала над биографией Николая Лескова. Фрагменты её книги о Лескове печатал журнал «Новый мир».

 Медиапроект s-t-o-l.com

Майя Кучерская. Фото: wikimedia.org

Этой зимой книга наконец-то вышла в серии ЖЗЛ и сразу же стала событием литературной жизни. Как ни удивительно, это первая полная биография великого писателя. Написана она к тому же пером незаурядного современного прозаика, так что книга получилась одновременно документальная и художественная. Уже сейчас она считается одним из фаворитов премиального сезона.

Другой фаворит этого сезона – роман Виктора Ремизова «Вечная мерзлота». В наше время, время реабилитации сталинизма, роман о строительстве Трансполярной («Великой Сталинской») магистрали – это и событие, и поступок. Эта магистраль должна была соединить Русский Север с Чукоткой. Проект, который одни считают «опередившим своё время», а другие – образцом гигантомании позднего сталинизма. Но перед нами не историческая публицистика, а настоящая русская литература. Литература такого масштаба, какого давно у нас не было. Роман огромный, 812 страниц, не считая послесловия. Редко кого оставят равнодушными описания удивительного места действия. Север Красноярского края, низовья Енисея, где водятся осетры величиной с лодку. Край богатый, но не созданный для жизни человека. 

Вообще финалисты радуют географическим разнообразием. Местом действия может быть городок в Закавказье (армянский Берд, столь любимый читателями Наринэ Абгарян), может быть вымышленный Остров, как у Евгения Водолазкина, или современная Украина, как у Андрея Дмитриева, или Россия конца XIX века («Сад» Марины Степновой), или Россия и Греция начала того же XIX века (Леонид Юзефович, «Филэллин»). Или же современная Италия, как в книге Дмитрия Бавильского. Казалось бы, мы все хорошо знаем жанр путевых заметок, любимый читателем со времён «Писем русского путешественника» Карамзина. Он живёт и в наши дни. В конце концов, даже «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов» Александра Солженицына отчасти относится к этому жанру. Но книга Бавильского ни на что не похожа. Автор – редкий для нашего времени интеллектуал, и книга его требует от нас и эрудиции, и большого читательского опыта. 

Неисторические романы

«Филэллин» Леонида Юзефовича – книга столь же долгожданная, как и «Лесков» Майи Кучерской. Несколько лет я ждал книги о русских добровольцах, уезжавших в последние годы царствования Александра I в Грецию, чтобы помочь потомкам античных героев освободиться от власти Османской империи. Почему-то я думал, что это будет документальная книга – вроде «Зимней дороги» или «Самодержца пустыни», великолепных книг Леонида Юзефовича. Но «Филэллин» – не документальная книга, роман, причём даже не исторический. Жанр исторического романа в том виде, в каком мы его знали, скажем, по книгам Валентина Пикуля, практически исчез. 

 Медиапроект s-t-o-l.com

Леонид Юзефович. Фото: wikimedia.org

Люди читали в своё время «Слово и дело», «Фаворита» или «Битву железных канцлеров», чтобы узнать о правлении Анны Иоанновны, Екатерины  Великой, о князе Потёмкине, о канцлере Горчакове или об Отто фон Бисмарке не из скучных марксистских учебников, не из малодоступных простому читателю исторических монографий. Исторический романист был популяризатором, историком для народа. Современный автор неисторического романа сразу же подчёркивает, что по его книге историю изучать не надо, что книга о другом. Роман состоит из документов, но документы вымышленные. Эпоха реконструирована детально, но герои книги вымышленные. 

«Как историк я старался держаться в рамках достоверности, но моя роль не сводится к выбору цветов при раскрашивании реально существовавших персонажей. Реконструкция прошлого не была моей целью. “Филэллин” – скорее вариации на исторические темы, чем полноценный исторический роман», – говорит писатель в интервью «Огоньку».

Ещё дальше от жанра исторического романа «Оправдание Острова» Евгения Водолазкина. Как и роман Юзефовича, это один из несомненных претендентов на победу. Водолазкин, филолог и историк культуры, ещё во времена прославившего его «Лавра» предпочёл жанр «неисторического» романа. Прошлое у Водолазкина реальность, не отделённая от нас непреодолимой чередой минувших веков. Водолазкин – знаток средневековой литературы и великолепно использует свои профессиональные навыки и эрудицию при работе над новыми книгами. Легко играет жанрами, перетасовывая их. Если «Лавр» – роман-житие, то «Оправдание Острова» – роман-летопись. Образованный читатель увидит в тексте и русскую летопись, и византийскую хронику, и «Тайную историю» Прокопия Кесарийского. История страшна, и Водолазкин это отлично знает. Тем удивительнее, что «Оправдание Острова» получилось его самой весёлой и самой доброй книгой. Чего стоит только описание свадьбы князя Парфения и Ксении. На торжество среди почётных гостей был приглашён и говорящий кот-хулиган: «В честь всенародных торжеств привезли говорящего кота, который, мяукая, открывал и закрывал рот, так что даже слышались отдельные фразы. И многие тому удивлялись, хотя иные утверждали, что животное больше мяукает, чем говорит, ведь разные люди понимали сказанное им по-разному. Когда же при упоминании Парфения и Ксении кот произнес совет да любовь, в силе его слова уверились самые недоверчивые. 

Поддерживаемый населением, кот начал произносить приличествующие случаю пословицы. Где лад, там и клад. Не мил и свет, когда милого нет. Поколебавшись, он добавил: Влюбился – как мышь в короб ввалился. После того, однако, как слушатели поднесли выступающему настой из корня валерианы, из уст его стали раздаваться некие непраздничные вещи. 

Помрачнев, кот промурлыкал: Без меня меня женили – я на мельницу ходил, ещё же: Любовь зла – полюбишь и козла, а также и иные неподобающие выражения. Когда всё это было оглашено, кота начали спешно уводить, ибо, подобно людям, животные в опьянении не отдают себе отчёта в сказанном и способны нанести тяжкие оскорбления окружающим». 

Когда сравниваешь «Оправдание Острова» Евгения Водолазкина, «Вечную мерзлоту» Виктора Ремизова, «Сад» Марины Степновой, «Архив Шульца» Владимира Паперного, «Рану» Анны Васякиной (наименее близкое мне сочинение в списке финалистов), то видишь, как разнообразна современная русская литература. И читатель почти наверняка найдёт среди финалистов книгу, интересную и/или близкую себе. Тем более что, согласно традиции, книги финалистов на несколько месяцев выставляются в бесплатный доступ: их можно прочитать и дать им свою оценку. 

Включить уведомления    Да Нет