Тайны Новодевичьего монастыря

С 2017 года в стенах Московского Новодевичьего монастыря Институт археологии РАН (ИА РАН) ведёт археологические работы.  О том, как выглядели кельи монахинь царских кровей, когда был построен монастырь, зачем саркофаг ребёнка спрятали в стену храма и какие перспективы открывают первые результаты исследований, рассказал «Столу» Леонид Беляев, заведующий сектором археологии Москвы Института археологии РАН

Гравюра Петра Пикара. 1708 - 1709 гг.
Государственный исторический музей. Фото: Валентин Черединцев / РИА Новости

Гравюра Петра Пикара. 1708 - 1709 гг. Государственный исторический музей. Фото: Валентин Черединцев / РИА Новости

Мы привыкли видеть Московский Новодевичий монастырь узорчатым, в стиле нарышкинского барокко. И никто не задумывается, что таким он стал только в XVII веке, когда царевна Софья его весь полностью перестроила. Каким он был при постройке, почти неизвестно, потому что полноценные раскопки не проводились ни разу.

Радикальная перестройка монастыря не была прихотью царевны Софьи. Он требовал обновления, потому что сильно пострадал в Смутное время. Обитель оказалась в эпицентре борьбы за московский престол, так как стала главной квартирой для поляков и при избрании королевича Владислава в 1610 году. Бои шли нешуточными, монастырь дважды переходил из рук в руки, в итоге его разорили и сожгли: большой пожар случился в 1611 году. Всё это время монахини даже самого высокого положения в обществе не покидали этих стен (к примеру, царевна Ксения Годунова и бывшая Ливонская королева Мария). После победы князя Дмитрия Пожарского царевна Софья взялась за обновление обители, и как выглядел первоначальный замысел строителей, окончательно забылось. Советские реставраторы начиная с 1950-х годов искали ограду старого монастыря, чтобы выяснить хотя бы его очертания и размеры, но это удалось сделать только сейчас.

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI века. Изображение: Wikimedia Commons

«Теперь мы знаем, что монастырь XVI веке имел площадь около трёх гектаров, – говорит Леонид Беляев, – а сейчас – пять с лишним, то есть Софья его увеличила на 3/5. Строители отрезали земли, отодвинув монастырские стены на 15–20 метров, а где-то и на 30–35 метров на территорию слободы. Одну стену поставили на край слободского кладбища. У монастыря были каменные стены, окруженные рвом – неглубокой такой прямоугольной канавкой. Ров имел символическое значение: оборону города нужно было обозначить. И был какой-то частокол». В слободе жили люди, обслуживавшие монастырь, работавшие в ремесленных мастерских. Там же находились дома челяди тех монахинь, кто раньше занимал высокое положение в обществе и мог иметь личный двор. «Одни эти наблюдения дают очень много нового, – говорит Леонид Беляев. – Ведь  масса памятников архитектуры Новодевичьего монастыря датировалась предположительно XVI веком, а теперь мы понимаем: всё, что стоит за первой древней  стеной, вряд ли датируется этим временем, потому что появилось после того, как царевна Софья построила новые стены. Таким образом, все каменные сооружения монастыря построены после Софьи или в её время, то есть не раньше XVII века».

Никто из учёных не знает, как выглядели строения монастыря, из чего возводились и где располагались.  Теперь очевидно, что они были деревянными с каменными элементами. «У нас не появилось жилищ XVI века, – продолжает Леонид Беляев, – но зато есть кельи, которые сгорели в 1611 году. Это были очень престижные кельи. Нельзя назвать их дворцами, но всё-таки по тогдашним понятиям – с высоким уровнем комфорта». Археологи нашли плиточные полы, уникальные изразцовые печи удивительной красоты – самые первые изразцовые печи в России.  Изразцы ещё не поливные из редкой тогда красной глины изображают сюжеты, которые  нигде в Москве больше не встречаются. Но главная научная ценность найденной керамики  в том, что она позволяет более точно датировать похожие изделия во всей Москве. Дело в том, что «пожарный» слой 1611 года  накрыл собой более ранние слои, и учёные уверенно могут сказать, что относится к 1611 году, а что – к более ранним периодам. «Это интереснейший сюжет! –  говорит Леонид Беляев. – У нас теперь есть целый класс находок, которые относятся к 1611 году, и это позволит сделать строже нашу хронологию».  Находки найдут своё место в музее, который откроют на территории Новодевичьего монастыря.

Терракотовый изразец с изображением грифона, рубеж XVI–XVII вв. Новодевичья экспедиция ИА РАН, 2017–2018 гг. Фотография из статьи “Археология Московского Новодевичьего монастыря: первые итоги”. Автор: Л.А.Беляев.

Среди находок особый интерес представляют кресты-энколпионы – ковчежцы, внутри которых помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых. При попытках выяснить, что это за кресты, оказалось, что кресты XVI–XVIII веков вообще мало изучены. «Мы сделали маленькое наблюдение, – комментирует Леонид Бельский,  – что нужны дополнительные исследования не о том, как кресты появились на свет Божий, а как они развивались в Московском царстве во второй половине XVI–XVIII веков». Энколпионы Новодевичьего монастыря исследовали с помощью современных технологий в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»,  который является ведущим в атомной отрасли. Не вскрывая реликварий, его исследовали при помощи нейтронной томографии, нейтронной дифракции, нейтронного радиационного анализа,  рентгеновской синхротронной дифракции и рентгеновского энергодисперсионного микроанализа. И выяснили, что створки мощевика были отлиты из оловянно-свинцовой бронзы с надписями, внутри креста лежали красные шерстяные волокна. «В результате наших работ монастырь приобретает истинную плоть XVI века,  – говорит Леонид Беляев. – Понимаете, у него не было этого XVI века, кроме собора! А как люди жили? Как взаимодействовали?»

Кресты-энколпионы найденные при раскопках в Новодевичьем Монастыре в 2017 г. Фото: www.archaeolog.ru

Конечно, самые большие ожидания возлагались на исследования Смоленского собора, ведь раньше археологам не удавалось провести раскопки так глубоко. Там, в недрах собора, находится подклет с некрополем. Два года назад археологи ИА РАН открыли нижние части стен и увидели разметочный ряд фундамента по всему периметру подклета. Выяснилось, что в основном для его устройства использовали большемерный кирпич, на который затем  укладывался ряд маломерного, что позволяло на нём чертить.  Сам этот приём обычен для XVI века, и археологи сделали вывод, что Смоленский собор вряд ли построен раньше 1540-х гг.

Споры о дате постройки Новодевичьего монастыря ведутся давно. Но теперь в них появились новые аргументы, которые вносят уточнения. «Я не могу назвать дату постройки монастыря, – говорит Леонид Беляев, – но мы уже видим картинку резче. Это середина XVI века, когда при Борисе Годунове велось большое строительство. Мы теперь знаем, что в 1550-х годах Смоленский собор уже стоял, по крайней мере в нижней части. И однажды в той же середине XVI века был перестроен».  Свидетельства перестройки – это ленточный фундамент и кирпичные быки. Ленты и быки лежат на могилах, и это настоящая удача. Среди ранних захоронений найдены саркофаг Ивана Кубенского и его супруги Александры, на саркофаге Александры стоит дата – 1551 год. Значит, погребения в этой семейной ячейке начались не позднее появления гроба Ивана Кубенского, которого казнили в 1546 году по ложному доносу за подстрекательство к бунту новгородских пищальников. Получается, лента построена раньше 1546 года, а может, и раньше погребения матери Ивана – Ульяны – в 1537 году.

Надгробия и саркофаги князей Кубенских в подклете Смоленского собора. Вид с юга. Новодевичья экспедиция ИА РАН, 2017–2018 гг. Фото: из статьи “Археология Московского Новодевичьего монастыря: первые итоги”, автор: Л.А. Беляев

Всего нашли 129 надгробий, и здесь загадок больше, чем ответов. К слову, пока среди них не оказалось останков дочери Ивана Грозного Анны, которую, считалось,  перенесли в подклеть собора по велению царевны Софьи. Очень много интересного учёные выяснили, изучая генеалогию усопших,  но пока держат это в секрете, до научных публикаций. Говорят, что в результате этих исследований сильно изменятся генеалогические древа многих фамилий. Ведь в захоронения известных семей часто попадали священники-однофамильцы. Эта путаница усиливается ещё и порядком поминальной церковной документации. Ещё в Новодевичьем монастыре подтвердилась гипотеза, что на всех монастырских кладбищах могильные плиты использовались по нескольку раз. Интересно, что здесь многие плиты не имеют даты, и почему их не ставили, непонятно. А в стене Покровской церкви Южных ворот и вовсе нашли саркофаг ребёнка, о котором нет никаких нигде упоминаний. «Мы не имеем ни малейшего представления, что это за ребёнок и для чего погребён в саркофаге,  – разводит руками Леонид Беляев. – Останки его тоже не сохранились. Логика многих действий царевны Софьи загадочна и требует изучения, в том числе с историками-архивистами Института истории РАН».

К 2024 году все полевые работы будут завершены, и немногочисленные российские археологи займутся изучением найденного. «Широчайшее поле для изучения, – говорит Леонид Беляев. – А в чисто археологическом плане подобные этому проекты важны тем, что в России быстро формируется археология национального периода, или национальная археология. Что это такое? Когда возникла современная Россия? Какая-то основа создавалась в домонгольское время, в XII веке, а вот с XIII века начинается наша история, которая ни разу не прерывалась. Это совсем немного времени, Россия – молодая страна. И свою археологию она не очень пестовала. На моих глазах произошло становление этого периода, когда стали интересны не только две династии, управлявшие Московской Русью. Подробно изучены половина из 14 московских монастырей: Новоиерусалимский, Новодевичий, Зачатьевский и другие. Есть отдел в Институте археологии, которым я руковожу, существует большое количество научных групп: академических и университетских, музейных, которые этим периодом уже занимаются. Нельзя сказать, что он уже сформирован, но процесс идёт».

Читайте также