Болезнь молчания

Как людям разных поколений научиться говорить о сложном – разбирался «Стол»

Фото: shutterstock

Фото: shutterstock

В каждой семье есть тайны, некие сокровенные «скелеты в шкафу», о которых не принято говорить. Мол, есть – и ладно. Причём эти тайны могут быть и не связаны с, допустим, классовой борьбой в двадцатых годах или иной политической темой.

Рассказывает художник и деятель, занимающийся налаживанием диалога между поколениями, – Александра Строцева: «Именно молчанием в XX веке пытались решать многие проблемы. Их просто не замечали, не озвучивали.

Александра Строцева. Фото: Станислава Новгородцева

Например, одна моя знакомая не знала, что её отец был женат дважды. И только в тридцать лет она выяснила, что у неё есть сестра по отцу. Родители ей об этом просто не говорили. Если часто мы не знаем подробности жизни родителей, то что тогда говорить о бабушках и дедушках, о прабабушках и прадедушках? Те поколения жили в очень трудное время. На их долю выпала и Гражданская война, и репрессии, и Великая Отечественная война. У них в багаже очень травматичный опыт. Поэтому они просто решили молчать. Делать вид, что ничего не происходило».

Одним из первых, кто начал предпринимать попытки налаживания контакта между поколениями, стало Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». Сотрудники ищут интересные формы общения с подростками, стараясь донести до них в понятном виде события прошлого столетия. В качестве примера можно вспомнить конкурс школьных исследований «Человек в истории ХХ века», которому в этом году как раз исполнилось 20 лет.

Участники конкурса «Человек в истории ХХ века» в Государственной Третьяковской галерее. Фото: Общество «Мемориал»

Поисками решения этой проблемы занимается и образовательный отдел Музея истории ГУЛАГа. Сотрудники разрабатывают методологию общения со школьниками. У них есть «Урок памяти», который посвящён разговорам о советских репрессиях. От этой трагедии прошлого столетия уйти не получится. А в общеобразовательных школах проходят другие «Уроки памяти», которые на 99 % посвящены одной лишь Великой Отечественной Войне, поскольку, по мнению педагогов, она является одной из важнейших опор для самоидентификации современных подростков. Только изучать темы войны необходимо не по учебникам, а через истории конкретных людей. Люди и их судьбы являются важнейшими проводниками между тем временем и современной молодёжью.

Схожей деятельностью занимается и Сахаровский центр. Здесь отдельно стоит выделить режиссёра Анастасию Патлай. Она занимается не только документальным театром, но и является куратором театральной программы «Археология памяти» в Сахаровском центре. «Сейчас меня пригласили делать читку пьесы “Пятый”, – рассказывает Анастасия. – Пьеса “Пятый” Юлии Поспеловой создана в Мастерской “Память о Большом терроре” в Сахаровском центре. С 2016 года там регулярно проходит театральная лаборатория “Археология памяти”. В лаборатории мы с разными художниками (режиссёрами, драматургами, хореографами) и специалистами по истории пытаемся на практике понять, как и через что (какими способами) театр может рассказывать о тяжёлых, травматичных периодах нашего общего советского прошлого нашим современникам, в том числе и подросткам, конечно.

Театральная лаборатория «Археология памяти». Фото: Сахаровский центр

С помощью документальных, непридуманных историй, рассказанных самими участниками или свидетелями событий в их письмах, дневниках, устных рассказах, “погружение в историю” может быть глубоким и интенсивным – и эмоционально, и интеллектуально. Один из важных источников таких документов – портал “Прожито” Михаила Мельниченко. Это база данных личных дневников в основном советского периода, которые оцифровываются руками волонтёров. В основе документальной пьесы “Пятый” Юлии Поспеловой – дневники четырёх подростков, проживающих внутри разных эпох советской истории – от революции, приведшей к образованию СССР, до распада Союза».

По мнению Александры Строцевой, в нашей стране утеряны культура памяти, культура общения. Диалог поколений разрушен на всех уровнях. В качестве альтернативы она привела в пример древнюю еврейскую традицию – пасхальную агаду. Дети задают специальные вопросы взрослым и, что важно, получают на них подробные ответы. Связь с предыдущими поколениями в данном случае не теряется. Дети получают самую разнообразную информацию, касающуюся традиций народа. В нашей же стране за время существования Советского Союза произошло всё с точностью до наоборот. Молчание и утаивание стало эдаким незыблемым правилом, от которого взрослые люди боялись отойти. А те, кто, может, и хотел поделиться с потомками травматичным опытом, банально не знают и не понимают, как это необходимо сделать. В общем, сложилась страшная ситуация: одни не умеют слушать, другие – говорить.

Режиссёр Анастасия Патлай. Фото из личного архива

«Избежать “белых пятен” и “фигур умолчания” вряд ли удастся, – считает Анастасия Патлай. – Они есть и всегда будут, пока существуют стыд и страх. Но они – “белые пятна” – должны стать видимыми новому поколению (не только!), и в этом деле может помочь искусство, и в частности – театр».

Открытая проблема

Как именно нужно оживить диалог поколений, не знает никто. Открытый вопрос, найти ответ на которой можно лишь долгим путём проб и ошибок. Ясно пока лишь одно: разговор между взрослыми и детьми должен стать неотъемлемой частью жизни. Удивительно, но факт: в некоторых семьях сохраняется закон молчания из-за того, что родители думают, что их ребёнок получает опыт и память поколений  при рождении, можно сказать, автоматически. Мол, раз ты родился в нашей семье – значит, и так всё знаешь. Такой подход является прямым следствием неумения говорить. И усугубляется он, если в семье есть какая-то тайна. Не зря же о времени Советского Союза иногда говорят: «одна половина страны сидела, другая — охраняла». Это утверждение хоть и неверно, но живо до сих пор.

После недавних столкновений митингующих с органами правопорядка в Москве благодаря одному активисту фраза слегка изменилась. Он заявил: «Те, кто посадил, – потомки палачей; те, кого посадили, – потомки жертв». Как лозунг, демонстрирующий увеличение исторической трещины в нашем обществе, это звучит ярко. Ведь людей нельзя взять и разделить на палачей и жертв. Наша история знает множество примеров, когда в одной семье были и первые, и вторые. Поэтому впадать в крайности в столь деликатном и сложном вопросе опасно.

Полиция на митинге. Фото: Станислава Новгородцева

«Важно, чтобы в людях проснулись любовь и сострадание. Только тогда можно рассказывать о событиях прошлого столетия. Чтобы современное поколение услышало и поняло своих предков, необходимо иметь живое сердце, – считает Александра Строцева. – Нужно идти в школы и говорить с подростками. Стараться достучаться до них через личные истории. Вообще личные истории сейчас – это тренд. Поэтому историю нужно рассказывать через истории конкретных людей, их судьбы. Школьники должны писать сочинения о собственных семьях. Здесь важен личный подход. Нужно задействовать вторую память человека, вызвать у нового поколения к ней интерес».

И если от предыдущего поколения требуется научиться говорить, то молодёжи необходимо научиться адекватно и трезво воспринимать новую для себя информацию. Ведь недалёк тот час, когда и они перекочуют в категорию «предков». И тогда уже на их плечи ляжет обязанность налаживания контакта с потомками. Сумеют ли они справиться с поставленной задачей? Ответ на этот вопрос получится узнать только спустя годы.

Читайте также