Россия страдает и помнит

Выставка «Русская голгофа» открылась в Екатеринбургском музее наивного искусства 28 июня. На выставке представлены картины самодеятельных художников из собраний Екатеринбурга, Перми и Алапаевска, посвященные трагическим событиям лета 1918 года – убийству членов царской семьи

Данная экспозиция должна была войти в большую выставку наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств ещё весной 2015 года, но организаторы побоялись, что некоторые картины покажутся недостаточно благочестивыми или оскорбляющими чьи-то религиозные или партийные чувства.

В центре выставки триптих Михаила Антонова «Расстрел царской семьи» – «Россия» – «Убийство великого князя Михаила Александровича». Картины, написанные в 1990-92 гг были найдены по свидетельству организаторов в «руинированном состоянии» и отреставрированы.

Первый холст написан под впечатлением от фильма Карена Шахназарова «Цареубийца», пермское убийство великого князя и его секретаря Н.Н. Джонсона художник создавал по рассказам палачей-коммунистов И.Г. Новоселова и А.В. Маркова из материалов советских газет. Центральный холст – «Россия» изображает полуобнаженную женщину в состоянии обморока на краю обрыва с крестом в руке. С двух сторон к ней присосались два насекомых с лицами Ленина и Троцкого. Художник хотел подарить две из трех картин президенту США Рональду Рейгану и канцлеру ФРГ Гельмуту Колю как свидетельство страданий России от совершенного в ней коммунистами злодеяния.

Михаил Антонов. Расстрел царской семьи, Россия, Убийство великого князя Михаила Александровича

«В 90-е Маркову важно было сказать миру от нас всех, что Россия все понимает, страдает и помнит, – говорит заведующий сектором наивного искусства Екатеринбургского Музея Изобразительных искусств Екатеринбурга Андрей Анатольевич Бобрихин. - Эта выставка голос в необщем хоре. Сейчас все разделились полярно по отношению к этому событию - убийству членов царской семьи в Екатеринбурге, Перми и Алапаевске. Православных патриотов обижает недостаточная почтительность, либералов, напротив - истовость безусловного почитания. Представленные картины помогают начать диалог именно потому, что смотрят на эту трагедию совершенно частно, как на судьбы отдельных людей, членов одной семьи, одного народа. Это хороший взгляд, он удерживает нас от взаимной ненависти и может стать прививкой от внутригражданского конфликта».

В экспозиции кроме упомянутого триптиха М. Антонова также представлены работы Анны Аборкиной из Перми, Сергей Шадрина и Юлии Ермаковой из Алапаевска, екатеринбуржца Альберта Коровкина и других.

Читайте также