Война закончилась... Да здравствует война!

В то время как многие в эти дни вспоминают столетие окончания Первой мировой войны, историк Виталий Черкасов объясняет, что это было лишь перемирие в тридцатилетней войне

Василий Кандинский. Композиция VII

Василий Кандинский. Композиция VII

Ровно 100 лет назад, в ноябре 1918 года, во Франции, недалеко от города Компьен, было подписано соглашение о прекращении военных действий. Так завершалась Великая война. Великая по числу стран-участниц, великая по количеству жертв… Впервые в мировой истории счёт человеческим смертям за столь короткий период пошёл на миллионы. Только с началом Второй мировой войны La Grande guerre превратилась в Первую мировую войну. А название «Великая Отечественная война» 1914–1918 гг. (именно так она осознавалась в части русского дореволюционного общества) закрепилось в итоге за совсем другой войной.

Перемирие... Пожалуй, это не только состояние перед заключением мира, но и перед началом новых боевых действий. Не случайно некоторыми историками это межвоенное двадцатилетие (1918–1939 гг.) будет названо перемирием в Тридцатилетней войне 1914–1945 гг. Ведь уже в 1930-е гг. вовсю ведутся боевые действия, бушуют националистические Вторая итало-эфиопская (1933–1936 гг.) и Японо-китайская  (1937–1945 гг.) войны, а в Китае с 1927-го по 1936 гг. и в Испании с 1936-го по 1939 гг. кровоточат войны гражданские. Первое Компьенское перемирие 1918 г. между Антантой (но без России) и Германией, признававшей себя побеждённой, посеет семена так называемого «Второго Компеньона» 1940 г., во время которого Гитлер специально выбрал то же место перемирия, чтобы символизировать исторический реванш над Францией, и новой мировой бойни.

Подписание Компьенского перемирия 1918

Многие историки сходятся в том, что значительную роль в этом сыграли условия Версальского мирного договора 1919 г., по которому Германия была невероятно унижена: она теряла ряд своих территорий, лишалась всех своих колоний, обязательная военная служба отменялась, вооружённые силы ограничивались 100-тысячной сухопутной армией, государству запрещалось иметь боевую авиацию и бронетехнику.

По проницательному выражению Уинстона Черчилля, бывшего в годы Первой мировой войны Первым лордом Адмиралтейства, смерть по прежнему стояла на чеку, «послушная, выжидающая, готовая служить, готовая смести все народы "en masse", готовая, если это потребуется, обратить в порошок, без всякой надежды на возрождение, всё, что осталось от цивилизации». Получается, смерть стояла на чеку все эти 20 лет между войнами, начиная свой отсчёт сразу же после так называемого перемирия. Этот отсчёт будет показателен, если представить его как всего лишь недельную предвоенную хронику начала времени, которое так и не стало мирным. Итак, посмотрим на эти дни.

12 ноября. Император Австро-Венгрии Карл I Габсбург отрекается от престола и провозглашается после распада Австро-Венгрии Республика Германская Австрия с преимущественно немецким населением. Более того, Национальная ассамблея заявила, что Германская Австрия является частью Республики Германии. Однако уже менее чем через год под давлением Антанты канцлером провозглашенной республики  был подписан Сен-Жерменский мирный договор 1919 г., согласно которому от названия государства отсекли слово «Германская», а любые попытки объединения страны с Германией были запрещены.

А на следующий день последний король Саксонии Фридрих Август III отрекается от престола в ходе ноябрьской революции в Германии. Уходя, король бросает: «Тогда выполняйте свою грязь сами!»

13 ноября. Большевики Постановлением ВЦИК аннулируют сепаратный Брестский мирный договор, подписанный ими с Германией ещё в марте 1918 г. Немцев в это время лихорадит от собственной революции и Компьенского перемирия, которое предусматривало отказ Германии от всех условий Брестского мира. Территории, с которых выводились войска, начали занимать отряды Красной армии.

По мнению специалистов, переговоры в Брест-Литовске стали дебютом концепции «самоопределения народов», ставшей ключевым принципом международной политики XX века, а значит, и инструментом борьбы между коммунистической, националистической и либеральной идеологиями. Похоже, современные политики всё ещё продолжают использовать эту концепцию, очевидно, уже переставшую отвечать реальным вызовам нынешнего столетия.

В этот же день, 13 ноября, в Египте создается Вафд – партия либерально-националистического направления, крупнейшая и ведущая вплоть до начала 1950-х гг. Первоначально состоящая из 7 человек, она оформляется для обеспечения участия делегации Египта в Парижской мирной конференции 1919–1920 гг., по результатам которой были подписаны Версальский и ряд других мирных договоров, определивших вместе с Вашингтонской конференцией 1921–1922 гг. политическую карту мира и систему международных отношений между двумя мировыми войнами.

В России, раздираемой Гражданской войной, на основании приказа народного комиссара по военным делам Льва Троцкого 13 ноября завершилось формирование Первых Рязанских Советских Пехотных курсов командного состава РККА, на базе которых позже создается известное и за пределами страны Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище. О том, что началом училища и началом учёбы курсантов, расквартированных в здании духовной семинарии, стало их участие в братоубийственной Гражданской войне на территории казачьей Донецкой области и крестьянской Тамбовской губернии, можно прочитать такие строки на официальном сайте училища: «курсы участвовали в боевых действиях... при подавлении контрреволюционных восстаний в пределах Рязанской губернии (октябрь-ноябрь 1918 г.) ...для подавления восстаний казаков ...в подавлении Антоновского восстания».

В первом приказе начальника курсов было ясно сказано, для защиты кого и чего они создаются: «Вы добровольно взяли на себя трудную и почётную обязанность готовиться к ответственной работе командира Рабоче-крестьянской Красной Армии, созданной для защиты наших собственных пролетарских интересов, интересов революции». Поистине, объявленный и направленный большевиками на граждан страны красный террор, трагедия Гражданской войны до сих пор не осмыслены гражданами страны нынешней.

14 ноября. На Украине начинает формироваться как высший орган власти Директория Украинской народной республики, которая свергает гетмана Павла Скоропадского, лишившегося после окончания войны поддержки Германии и Австро-Венгрии. С февраля 1919 г. и по ноябрь 1920 г. председателем Директории становится Петлюра, некогда учащийся Полтавской духовной семинарии, исключенный из неё, а затем вступивший в Революционную украинскую партию. Петлюра, находясь в эмиграции, будет убит в 1926 г. в Париже Шварцбардом, заявившим об убийстве как об акте мести за еврейские погромы на Украине в 1918–1920 гг. Наряду с этим есть версия и о причастности к делу ОГПУ.

16 ноября. После самоустранения короля Венгрии Карла I от власти Государственное собрание  упраздняет монархию и провозглашает Венгерскую народную республику. Она не просуществовала и полугода. В  конце марта 1919 г. объединившиеся венгерские социалисты и коммунисты учреждают Венгерскую советскую республику. Это образование умерло в августе того же года в результате вторжения Румынской армии. Недолгий век республики сменился странной монархией без короля, но с регентом Миклошом Хорти, установившим авторитарный режим.

18 ноября. Народный совет Латвии провозглашает Латвийскую республику как независимое и самостоятельное государство. С этого времени, по сути, один человек становится выразителем интересов всего народа. Это Карлис Улманис, который занимал посты премьер-министра (4 раза), военного министра, министра иностранных дел (4 раза), а в 1934 г., совершив военный переворот, распустив парламент и все партии, закрыв неугодные печатные издания и приостановив действие конституции, назначил самого себя президентом, став единоличным правителем Латвии.

В результате Великой войны всего за пять дней, наступивших сразу вслед за Компьенским перемирием, Российская, Германская и Австро-Венгерская страны перестали быть империями. Теперь на этих территориях на основе «права наций на самоопределение» успешно и без особого успеха создавались национальные, националистические, интернациональные государства с сильной властью вождей народов, которые были готовы повести народы к своей смерти. И здесь опять слово Черчиллю: смерть «ждёт только команды. Она ждёт этого слова от хрупкого перепуганного существа, которое уже давно служит ей жертвой и которое теперь один-единственный раз стало её повелителем».

Поэтому-то принять точку зрения историков, которые пишут об этом времени как об одной войне, несложно. Новые обертоны начинают звучать, когда о ней говорится как уже о Второй Тридцатилетней войне (1914–1945 гг.), памятуя о том, что Первая Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.) стала страшным плодом религиозного противоборства между протестантами и католиками в Европе. В итоге получился военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи германской нации. Эту войну ещё именуют последней крупной религиозной войной и одним из самых тяжелых европейских конфликтов вплоть до XX века. Общие людские потери (по разным оценкам, от 5 до 8 миллионов человек) были сопоставимы с потерями в Первой мировой войне (около 10 миллионов человек). Главным же итогом Первой Тридцатилетней войны, несмотря на то что католики, лютеране и кальвинисты обрели в Европе равные права, стало резкое ослабление влияния религии на жизнь государств. Политика теперь как никогда будет ориентирована на экономические и геополитические интересы.

А. Эггер-Линц. Безымянные 1914

Конечно, Вторая Тридцатилетняя война не стала порождением религиозных споров, однако нельзя не признать, что христианская церковь к её завершению почти утратила свой голос – голос, который поддерживался бы  властью и имел силу слова о блаженных миротворцах и «преодолении пагубной розни мира сего».

В том же 1918 г. Николай Бердяев в «Мыслях о природе войны» пишет: «Зло войны есть знак внутренней болезни человечества. В этом духовном недуге и духовной войне есть круговая порука всех... Война не создала зла, она лишь выявила зло. Все современное человечество жило ненавистью и враждой... Ответственность человека должна быть расширена и углублена. Вся наша жизнь покоится на насилии и убийстве. Человечество, не просветившее в себе божественным светом тёмной древней стихии, неизбежно проходит через крестный ужас и смерть войны. Мы все виноваты в войне, все ответственны за неё.. Необходимо взять на себя ответственность до конца... Есть искупление в самом принятии на себя вины. Нравственно выше – возложить на себя ответственность за ближних… Абсолютное отрицание насилия и войны...предполагает одухотворение, побеждающее "мир" и его родовой закон».

Но этот христианский голос мир уже не захотел услышать.

Читайте также