×

«Взять крест легче, чем жить без Христа»

Иоанна Поммера почитали в Латвии за святого задолго до его канонизации. Глава Латвийской православной церкви и депутат Сейма жил в подвале кафедрального собора в Риге, в котором служил. Умер он под пытками, распятый на верстаке в 1934 году
+

Янис Поммер, будущий священномученик Иоанн Рижский, родился 6 января 1876 года в Лифляндской губернии Российской империи. Немногословный, крепкий, сильный и вдумчивый человек, мужественно выдержавший зверские пытки, крестьянский сын с латышского хутора Илзессалас. Его мощи хранятся в кафедральном Христорождественском соборе Риги, где он возносил свои молитвы Богу и общался с верующими, а на месте его гибели, рядом с домиком на берегу Кишэзерса, каждое воскресенье теперь служится молебен самому архиепископу Иоанну. Латвийским верующим он особенно близок: во-первых, свой, жил в одном с нами XX веке, ходил по тем же улицам, а во-вторых, Божий, которому, как Отцу, мы все свои.

Маленький Янис всё детство пас овец. Он помнил, как начинался каждый день в их семье: все собирались в одной комнате, отец читал главу из Нового Завета, потом дети произносили и пели молитвы. Янис всегда был крепышом внушительного роста, отличался хорошим здоровьем и выносливостью.

Он был упорным мальчиком, как и его отец, который когда-то отказался по приказу лютеранина-барона сменить православную веру, доставшуюся ему от предков. Каждый день Янис шёл десять километров от хутора до школы и столько же обратно, учился старательно. Одноклассникам он запомнился как необыкновенный силач, молчаливый, но дружелюбный, всегда готовый помочь и заступиться. В августе 1887 года Иоанн Поммер был зачислен в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 году, поступил в Рижскую духовную семинарию.

Крестьянская закалка помогла ему впоследствии в его непростой жизни. Будущий отец Иоанн любил тишину и уединение, много учился. Именно в эти годы у юноши созрело желание иноческих подвигов. Товарищи уважали его за блестящие способности, богатырскую силу, сосредоточенность и в шутку уже тогда прозвали монахом.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Епископ Рижский Иоанн (Поммер). Фото: Wikimedia Commons

В июне 1897 года Иоанн Поммер окончил полный курс Рижской духовной семинарии с дипломом первой степени и три года работал заведующим приходской школой в селе Лаздона Лифляндской губернии, прислуживая псаломщиком в сельском храме. Только в 1900 году он поступил в Киевскую духовную академию, где, по совету отца Иоанна Кронштадтского, на 3-м курсе принимает монашество. 23 сентября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года – во иеромонаха. По окончании академии в 1904 году отец Иоанн отправлен в Черниговскую духовную семинарию преподавать Священное Писание, а в 1906-м переведён инспектором в Вологодскую духовную семинарию.

С 1907-го по 1912 год уже будучи архимандритом отец Иоанн становится настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря и ректором Виленской духовной семинарии. Его главная забота в наставлении семинаристов – проповедь и церковное пение.

«Вставили Маркса в переплёт Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия»

В 1911 году он становится самым молодым епископом Русской церкви, викарием Минской епархии. До того, как стать Рижским, владыка Иоанн служил в Одессе, Херсоне, Таганроге, где и застала его Февральская революция и первый арест по доносу… местного духовенства. Когда его освободили, то народ поднял своего епископа на руки и понёс в храм.

С 1917 года святитель Иоанн был отправлен в Тверскую епархию викарием будущего священномученика Серафима (Чичагова). В Пензе тем временем разгоралась Путятинская смута. И в апреле 1918 года патриарх Тихон посылает туда епископа Иоанна.

«Уже на вокзале встретили меня чекисты. В храм зайти не пришлось, ибо весь день был занят чекистским обыском и допросом», – так описывает свой первый день пребывания в Пензе сам владыка Иоанн. Сторонники лишённого сана архиепископа Владимира (Путяты), устроившего один из расколов, направились к епископу Иоанну (Поммеру) и заявили, что не допустят его служения ни в одной из пензенских церквей и будут требовать его отзыва. От путятинского плена его спасло только то, что возница повёз Иоанна не той улицей, где те его подстерегали. После этого люди сами проводили епископа из храма, а к келье приставили стражу из добровольцев.

В этот же день епископ Иоанн обратился к пензенцам со словом на отрывок из Евангелия «Заповедь новую даю вам», которая почти сразу привлекла к нему новых сторонников, что не осталось не замеченным местным ЧК. В Пензе епископ Иоанн (Поммер) арестовывался трижды и пережил одно покушение. Стрелявший промахнулся, пуля попала в ногу келейника и брата епископа – Петра Андреевича Поммера. Нападавших схватили, но владыка Иоанн попросил отпустить бандитов (как выяснилось позднее – чекистов). После нескольких нападений и арестов епископу Иоанну предъявили обвинение в участии в контрреволюционном заговоре. Три месяца следствия он провёл в тюрьме ВЧК в Москве, требуя пересмотра дела. В 1920 году его оправдали.

Святитель Иоанн говорил об обновленцах так: «Вставили Маркса в переплёт Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет „прикладыватьсяˮ».

Уже после служения епископа Иоанна (Поммера) на пензенской кафедре патриарх, внимая призывам православных Латвии, направил владыку Иоанна в Ригу, предоставив Латвийской православной церкви широкие права автономии.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Архиепископ Иоанн (Поммер). Фото: Wikimedia Commons

В родной Латвии ему оказалось нелегко. Предстоятелю Латвийской церкви пришлось, с одной стороны, в прямом смысле слова отбиваться от латвийских властей, также не брезговавших устраивать на епископа нападения, с другой – отстранять настойчивые предложения Константинопольского патриархата, а позже и Карловацкого синода отделиться от Русской церкви.

Православные храмы в новопровозглашённом государстве Латвии были наполовину опустошены, священников не хватало, сама легитимность церковной организации была под вопросом. Епископ Иоанн готовил будущих служителей, ратовал за поддержку образования на русском языке, а националистам, угрожающим снести храм в центре города, приводил в пример даже главного гонителя веры – Ленина, не снёсшего Успенский собор, а распорядившегося о его реставрации.

В своей пастырской деятельности архиепископ Иоанн никогда не разделял народ на русских и нерусских, православных и неправославных. Он был защитником и покровителем бедняков и принимал людей любых вер и национальностей в своей келье, которая располагалась в подвале при храме, где он служил.

– Где преступник, которого держат в этой яме? Он ещё не подал жалобу на плохое содержание?

Иностранец с состраданием смотрел на хозяина комнатки, который встал из-за стола, чтобы приветствовать гостя.

«Неужто здесь живёт глава Латвийской церкви?» – поражались все те, кто посещал депутата Сейма и главу Латвийской церкви.

На похороны архиепископа Иоанна собралось более ста тысяч человек

– Прошу вас в мою пещеру, в келью отшельника, – отвечал архиепископ Иоанн гостю и приветливо улыбался. Он привык отшучиваться на проявления сочувствия к своему положению.

Обстановка в келье владыки была крайне аскетичной: пара кресел и стульев, шкаф с книгами, иконы. Над столом – большой портрет святейшего патриарха Тихона.  Он жил в комнате с плесенью на стенах и одним окном под потолком. Сюда, в подвал кафедрального собора в Риге, приходили простые люди и аристократы, обездоленные и власть имущие. Ко всем владыка относился одинаково заботливо, по-отечески, не делая никаких различий. К нему спокойно приходили и освободившиеся арестанты, и местная ребятня.

Все эти годы в адрес архиепископа поступали угрозы физической расправы, но он спокойно отвечал: «Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз».

На 58-м году жизни владыка, подорвавший своё здоровье и заработавший ревматизм, по предписанию врачей переехал на новое место жительства – маленькую дачу у Кишэерса, состоявшую из одной комнатки. Там он жил без всякой охраны. Свободное время проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом за верстаком.

Ночью 12 октября 1934 года на архиерейской даче произошёл пожар. Полиция и пожарные обнаружили растерзанное и обожжённое тело владыки. Следствие выяснило, что он был подвергнут жестоким мучениям: его привязали к снятой с петель двери и положили на верстак, где пытали, стреляли из револьвера, после чего сожгли.  Кто был виновником преступления – так и осталось невыясненным.

На похороны архиепископа Иоанна собралось более ста тысяч человек, которых не смог вместить собор, где шло отпевание, и молящиеся стояли вдоль рижских улиц, воздавая честь своему пастырю.

Чудо не во внешнем знамении, а во внутреннем познавании Истины

Из проповедей священномученика Иоанна (Поммера)

Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя не всегда так, как того хотят люди, но – ещё лучше. Неисполненную просьбу человеческую Господь заменяет Своими дарами, которые – самое главное и самое нужное благо для человека. Ибо лишь Господь Один знает, что важно и что нужно каждому. Человек же в своих прошениях иногда уподобляется ребёнку, просящему пламя свечи.

***

Во всяком обижаемом, если он не обижается и не хочет обидеть, – ответ Христовых страданий.

***

Мы бы не выдержали, мы бы умирали от любви ко всякому человеку, если бы видели его таким, каким он может быть во Христе.

***

Мало в мире простого, евангельского подхода людей друг к другу – без подозрительности, без идеализации, без требований предъявляемых, без «счёта» за любовь.

***

Как редко мы думаем и чувствуем правильно! Сколько раз, вопреки внушению нашей совести, вопреки Слову Божью, мы довольствуемся в своих поступках лишь приблизительной честностью, как часто нашими словами мы искажаем и прикрываем истину.

***

Призвать, обратиться к Богу – значит прежде всего покориться Его воле и, уже покорившись, молиться Ему.

***

Один из признаков любви – «не раздражаться». В основе вспыльчивости и раздражительности лежат злоба, ненависть, гордость, жестокость и несправедливость. Какой нужен самоконтроль, какая трезвость и осторожность. Есть в душе человеческой великое средство для преодоления самолюбия, вспыльчивости и раздражительности. Это благоговейная вера в близость Божью. «Господь близ».

***

Господь хочет, чтобы человек истину Его познавал внутренне, очищенным сердцем, а не внешними явлениями принуждённый покорялся Истине. Чудо не во внешнем знамении, а во внутреннем познавании Истины.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Могила архиепископа Иоанна (Поммера). Фото: Wikimedia Commons

В мире нет ни росинки случайного. Всё промыслительно, всё чудесно. Видение мира в Боге воскрыляет. Дух Божий ставит нас лицом к тайне Будущего Века.

***

Человеку надо научиться смотреть в глубь самого себя. Только та личность, которая осознает глубину своего человеческого существа, может противостоять своему растворению в коллективизме, убивающем ее душу.

Взять крест легче, чем жить без Христа

Надо уметь человеку принимать и трудное, чтобы оказаться верующим истинно. Веровать в Бога при условии только жизненных удобств и отпадать в другие минуты – это неосновательная вера. А веровать так, чтобы непрестанно видеть Божий Промысл, заботу Божью о себе и о других людях – в радостных и горестных событиях, – это подлинная вера и разумение путей Божьих.

***

Людям кажется, что ужасно и невозможно отдать себя Христу, расстаться навеки со своими мелкими эгоистическими расчетами и выгодами. Но взять крест легче, чем жить без Христа.

Включить уведомления    Да Нет