«Им песен я своих не дам» Осенью 1917 года 28-летняя поэтесса сделала выбор, определивший всю её дальнейшую жизнь: она осталась в России. Ахматова понимала всю эпохальность своего решения и гордилась им. Она как бы сама вписывала своё имя в скрижали истории: И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час; Но в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас. У поэтессы не было никаких иллюзий относительно людей, которые пришли к власти в октябре. В своих стихах Ахматова прямо называет большевиков «врагами», а брошенную им на растерзание страну – погибающим Содомом, краем «глухим и грешным». Многократно обыгрывая тему личного подвига, в своих стихах Ахматова торжественно обещает не иметь ничего общего с «врагами»: Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. (1922) Могла ли предвидеть она, что это обещание ей придется нарушить? Родной Содом Ахматова оставалась в России, уже сознавая себя великой русской поэтессой, признанной современниками и коллегами по цеху. Она оставалась как поэт, а значит, и пророк. Да еще и в кольце врагов, в стране, отрекшейся от Бога, где её в любой момент могли побить камнями, расстрелять, повесить... Добровольно подвергнув себя (и своего ребенка) такой опасности, она с пафосом пророчицы обличала уехавших: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам... <...> А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. Поистине библейская ситуация, и какой «материал» для творчества! Недаром именно в эти годы Ахматова пишет цикл «Библейские стихи». Она – жена Лота, она оплакивает родной Содом и готова отдать жизнь за право жалеть его и любить. Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце моё никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.