Фактически, трудами Струве русская культура возвращалась в Россию после вытравливания её советским культурным дустом в течение 75 лет. Какие-то книги просачивались в СССР «тамиздатом», а сам Никита Алексеевич ввез «имковскую» литературу в Россию только в 1990 году. Он хотел встретиться с русским читателем, для которого всю жизнь работал, но не видел, не знал его. И это не было зовом долга перед своим отечеством: он родился во Франции и без стеснения подчеркивал это достоинство. Передача культуры, связь времен, живая нить традиции в одном человеке – это было его естественным и благородным движением, которое совершается от пассионарной напряженности, избытка жизни в человеке.
Книги, которые Струве привез постперестроечную Россию, даром передавались в областные библиотеки. В 1991 году его трудами в Москве было открыто издательство «Русский путь» – аналог и продолжатель дела YMCA-press в России.
«Он в собственных книгах и в книгах других людей, изданных у него в “ИМКА”, передавал дух русской культуры, сохранившийся в эмиграции, и дух свободы, который в советской России постоянно угашался, – вспоминает искусствовед Александр Копировский. – Никита Алексеевич серьезно занимался русской поэзией. Пожалуй, почти никто лучше него не знал Мандельштама. Он занимался наукой. Его сборник “Православие и культура” очень известен. Он лично был знаком с великими людьми: Николаем Бердяевым, Анной Ахматовой, Иваном Буниным и прочими. Он первым напечатал “Архипелаг”, который проник в Россию и многое расставил на свои места в умах людей. А та литература, которую он привез в Россию в начале 90-х, ещё сработает. Сейчас у неё ещё не очень много читателей, но её время ещё придёт».
Похороны Никиты Алексеевича Струве состоятся в пятницу, 13 мая.
В 10:00 литургия в соборе св. Александра Невского в Париже.
В 14:00 отъезд на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Тело будет перенесено в собор накануне в 16:30.