Жанна Михайловна, смотритель с глазами мягкими, как теплый воск:
– У нас тут новое руководство занялось рекламой, и в этом году посетителей не то чтобы больше – тьма просто! Моя смена сегодня с восьми часов до полуночи, но вот уже первый час, и меня пока не меняют. Так-то мы до двух работаем. Мы сидим и особенно ничего не видим, что происходит в других залах, но я всю программу могу слышать. Знаете, у нас такие прекрасные концерты!
Когда муж умер, я думала – сойду с ума: не знала, что делать. И однажды на одной выставке увидела объявление и пришла сюда. Работаю тут уже 21 год. У нас нет больше таких долгожителей – текучка большая. А секрет простой – я её люблю, свою работу. Каждый четверг у нас концерты познавательные и оперные, и всё знатные певцы. Я досконально знаю, что и где тут висит. Это моя жизнь.
Но вот уже начало первого, а меня не сменяют… До двенадцати ещё не так шли, а потом народ как проснулся. Сейчас на счетчике 4870 посетителей зала Кандинского. Они думают – тут выставка картин, а тут всего две композиции. А работаем мы до двух, да... Мне ещё такси вызывать. И я вам скажу, что пессимистом быть – это никуда при нашем-то климате!
Анфиса, девочка, 12 лет:
– Я люблю реализм, Кандинского тоже, конечно. Но больше всего мне нравится Альфонс Муха. Я сюда пришла с родителями и старшей сестрой. Раньше, когда я была маленькой, меня не брали с собой. А теперь я могу ходить со всеми вместе, не спать ночью, смотреть все – мне это очень нравится. Я и сама предлагаю родителям меня сводить на какие-то выставки. Особенно интересно посмотреть то, о чем говорят педагоги в художественной школе.
Тверь богата более чем двадцатью музеями. Но в эту ночь они входят постепенно, и свои двери открыли пока только Детский музейный центр ТГОМ, Картинная галерея, Музей Салтыкова-Щедрина. Народ собрался солидный, в основном семейный, 30+. Этот праздник описал Никита Яровой.
Евгения, 32 года:
– Я стараюсь водить сына в музеи как можно чаще. Правда, он очень активен и ему хватает пяти минут, чтобы все посмотреть. Последний раз мы были в Картинной галерее на выставке кукол в том году. Мне хотелось бы вместе с ним сходить в какой-нибудь музей оружия, чтобы можно было и посмотреть, и подержать в руках. К примеру, в Питере мы были на выставке Леонардо да Винчи, где детям можно было все потрогать и попробовать. Но в Твери мало музеев, выбор небольшой, поэтому сама я чаще хожу в театры и филармонию.
Вадим, 45 лет:
– Я приехал в Россию из Донбасса в 2014 году и с тех пор стараюсь колесить по стране – сколько хватит сил – и посещать различные музеи. Особенно мне интересны краеведческие. На Ночь музеев я пришел во второй раз. До этого, около года назад, я был в Музее Вернадского в Москве. А на прошлую Троицу посетил Старицкий краеведческий музей. Тверская область очень богата разными музеями. Мне попадались и Музей малины, Музей речного рака и даже Музей Бабы Яги! Не знаю, что еще можно было бы такого открыть…
Татьяна, 60 лет:
– В этом году я впервые узнала о Ночи музеев. Мне рассказала приятельница, и я безумно счастлива, что смогла сюда прийти. Последний раз я выбиралась в январе этого года на выставку Серова в Третьяковской галерее. И еще была в Москве в Музее имени Пушкина, смотрела картины Лукаса Кранаха и Моне, а после этого еще посетила частную коллекцию в храме Христа Спасителя. Однажды в Вашингтоне мне довелось посетить Музей дверных ручек, каждый экспонат там был без преувеличений произведением искусства. Было бы интересно, если бы у нас тоже открывались подобные оригинальные музеи узкой направленности, к примеру – Музей часов.
Дима, 14 лет:
– Я увлекаюсь историей и помогаю в нашем школьном музее. Он в основном о Великой Отечественной войне. Когда вырасту, мне было бы интересно поработать в Эрмитаже. А в прошлом году я уже посещал Ночь музеев в Твери. В этом году ещё и маму привёл. Мне не хватает музея музыкальных инструментов в Твери. Было бы здорово, если бы он у нас открылся.
Это седьмая Ночь музеев в столице Урала и первая в самом новом музее Екатеринбурга «Ельцин-центре», или Музее первого президента России Бориса Ельцина. У входа небольшая очередь в полсотни человек, быстро движущаяся и непрестанно пополняемая. В её поток влился и Олег Глаголев.
Маргарита Михайловна, пенсионерка:
– Здесь, в «Ельцин-центре», кажется, самый большой наплыв людей. Я здесь в гостях. Вот зашла в музей с детьми. Мне всё нравится, и то, что народу много, значит – важна культура для людей. И эта экспозиция о наших 90-х – мы же всё это пережили, и это нужно помнить. Должно быть больше музеев, которые показывают самую гущу жизни народа, нашу недавнюю историю.
Игорь Лисков, технический менеджер фирмы по продаже труб:
– Ночью в музее впервые, а днём последний раз был в Музее Невьянской иконы месяц назад. В прошлом году ходил в Пушкинский музей в Москве. Мне был бы интересен музей человеческого обихода, музей распорядка дня разных людей. Интересно понять, как конкретно человек распределяет свое время в разные эпохи, узнать, как известные люди всё устраивали в своей жизни. Не предметы, а своё время. Так сказать, «фотография дня». Де Генин, например, или Достоевский.
Арина Логинова, экскурсовод Арт-галереи «ЕЦ»:
– Центр Ельцина быстро стал местом, куда приятно прийти. Совсем новый, современно и мощно оснащен как музей, плотный график мероприятий… Я учусь на искусствоведческом факультете в УрФУ и днём в музеи хожу чаще, чем ночью. На последней выставке была сегодня у себя в университете, смотрела на исчезающие культуры Востока: Афганистан, Пакистан, Пальмира.
В каком последнем музее была днём? Сама бы открыла такой «восточный» музей, особенно люблю искусство Индии, индуизма, буддизма. Мне интересна связь религии с тем, как она проявляется в изображениях приверженцев.
Евгений Архипов, театральный режиссер, педагог театральной школы:
– Сейчас люди стали мало соотносить себя с искусством, может, Ночь музеев этому поспособствует. Сам я часто хожу в музеи, екатеринбургские музеи все прошел. Если куда-то приезжаю, обязательно иду в музей, и детей своих приучил. Раз в год точно бываю.
Нам нужен музей театра. Екатеринбург – город не театральный, это все мои коллеги признают, и страна у нас не театральная, а ведь театр – очень важное искусство для понимания жизни! Родители приводят детей в театральную школу, но театральной судьбы, чтобы дети в театральном институте учились, своим детям никто не желает. Пусть в этом музее будет в экспозиции рассказ о театре разных стран и культур.
Александр Черыгов, предприниматель:
– Я часто бываю в музеях, но честно скажу: мне не понравилось. Это третья Ночь музеев у меня. Абсолютно не музейная атмосфера. Везде гвалт и тусовка. Я только что бы в Музее камнерезного искусства, искал что-то о Екатеринбургской гранильной фабрике, произведениями которой полон петербургский «Эрмитаж», но напрасно… Экскурсовода не слышно с двух шагов. Накрученное распиаренное мероприятие, совершенно не в том духе, и полный дискомфорт. Зачем идёшь в музей? Что-то увидеть, подумать, посмотреть, познать. Всё это не получается. Это ночь шатаний по городу.
Что касается нового музея – нужен музей ремесел. Только что говорили об этом с дочкой и её подружкой. Нужен музей, где можно посмотреть на искусство рук человеческих, то, что стало самым невидимым в наши дни, работа мастеровых людей: кузнецов, ткачей, гончаров.