Свящ. Иоанн Привалов:
Елену Цезаревну Чуковскую сложно охарактеризовать в нескольких словах, потому что она — человек уникальный, эпохальный. Я всегда знал, что Елена Цезаревна из тех людей, о которых наш Господь говорит — «соль земли». Она одна из тех праведников, без которых не стоит Русская земля. Александр Солженицын в самом конце «Матрёниного двора» пишет о своём внезапном прозрении: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
С 1998-го по 2006-й годы с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона наше Преображенское братство в Архангельске проводило ряд встреч с выдающимися людьми современности, с теми, «чья жизнь и работа в гнетущие десятилетия обеспечивала, ткала непрерывность культурного самосознания России». Именно так охарактеризовала наших гостей Наталия Дмитриевна Солженицына.
Все наши гости были выдающимися людьми современности, силой и славой современной России. Каждый из них был мастером своего дела — кто в поэзии, кто в исследовании, кто в актёрском мастерстве. Для меня, как устроителя этих встреч, было важно показать жителям Архангельской области чудо личности каждого гостя. Дело это тонкое, не предполагающее лобовых решений. Облегчало задачу лишь то, что каждый наш гость мог выйти к архангельским собеседникам с собственной программой: поэт прочитать стихи, актёр показать спектакль, певица дать концерт и т.д. А дальше всё зависело от зрителя — если он догадывался, что возможности этой встречи значительно больше обычного концерта, то в его сердце совершалось духовное событие, а если ему было достаточно концерта, то тогда он уходил отдохнувшим, просветлевшим и радостным.
Трудности возникли с представлением Елены Цезаревны Чуковской. Едва произносилась фраза: «к нам приедет внучка Корнея Чуковского», как начинался лёгкий ажиотаж. Все уже предвкушали встречу не с внучкой Корнея Ивановича, а с самим дедушкой Корнеем. Большинство ждало азартного, артистического гостя, рассказывающего архангельской публике о своих встречах с Александром Блоком, Львом Толстым и Максимом Горьким. Я же оказался перед сложнейшей задачей — как представить людям праведника, не называя его праведником, как рассказать людям о том, кем была Люша Чуковская для литературной и общественной жизни России второй половины ХХ века, если люди ничего не знали об этой невидимой, потаённой жизни?
По моему мнению с уходом Елены Цезаревны завершилась и история русской интеллигенции как особого явления. Это не значит, что у нас больше нет интеллектуалов мирового и европейского уровня. Слава Богу, есть! Есть интеллигентные, культурные люди, есть замечательные люди во всех отношениях, но русской интеллигенции больше нет. Ушёл её последний представитель. У отца Александра Меня есть замечательное выражение: «святые нашей культуры». Так он назвал русских мыслителей начала ХХ века. Мне хочется позаимствовать это выражение и сказать, что Елена Цезаревна Чуковская — это святая нашей культуры, что мы счастливы от того, что нам довелось жить в одно время с этим лучезарным Чудом.