Из чего растут художники
Фотографы «Стола» отсняли изнанку студенческой жизни молодых провинциальных художников
26.05.2017
Однажды Анна Ахматова написала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Это строчка давно не давала нам покоя. Заехав в Тверь чтобы провести учебный фотокурс, пока студенты работали над своими темами, фотографы «Стола» заглянули в Художественный колледж им. Венецианова, чтобы посмотреть, как там растут художники.
Несмотря на то, что образовательные стандарты все время меняются и официальное название художественного учреждения часто обновлялось и облекалось в новые аббревиатуры, издавна его зовут ТХУ – Тверское художественное училище. И нет в этом “тху” ничего уничижительного. Скорее напротив – шумный лихой выдох. А где же вдох? Внутри.
Колледж располагается в двух корпусах – историческая постройка на самом берегу Волги. В ХIX веке там было Духовное училище. С приходом советской власти сделали школу, потом ДК трудовых резервов, а художники пришли туда учиться в 1974 году.
Уже во дворе, когда смотришь на молодых снующих по муравьиными тропам девочек с тяжеленными этюдниками, понимаешь: здесь свой мир и своё время. Здесь всё спорит и противоречит: современные вертушки на проходных с гулкими, помнящими шаги бурсаков коридорами, электрический свет с иконами, студенты – друг с другом.
1. На втором этаже нос щекочет запах масляной краски. В аудитории пишут натуру...
2. ...и контрольные постановки
3. «Когда работа закончена – это вопрос сложный. Вот когда начинаешь портить – точно надо остановиться. Мне приходилось законченную акварель два раза смывать и начинать заново»
4.
5. «Обязательно сделайте мой портрет: через несколько лет этой фотографией можно будет зарабатывать!»
6. «Модели иногда жалуются, что, мол, непохоже. Просят нарисовать их помоложе».
7. «Для девочек конкурс серьезный был, а вот мальчишек у нас и так берут: на живописи у нас только один. Вот они-то считают, что талантливы и учиться им уже не надо»
8. Внизу можно найти богиню керамики Ларису Филину. Она владычица глины и повелительница стекла. Знает о пластике материала все и помнит, где среди тысячи студенческих работ на стеллаже хранятся настоящие жемчужины коллекции
9.
10.
11. Во время нашего визита у неё были молодые ребята, которые только осваивали форму и фактуру. Они лепили из глины ровные кубы без одной стенки. За одним из столом склонились два тонких длинноволосых юноши из эльфийского эпоса. Один в кожаном фартуке, другой в черной водолазке, проглотившей его шею до самого подбородка. На стенках кубов у них рисовалась какая-то хитрая геометрия. Она чем-то напоминала миланский Дуомо наизнанку.
12.
13.
14. «Те, кто пропускают, быстро вылетают, - говорит преподаватель, – времени теперь на год меньше, а программу надо освоить в том же объеме»
15.
16.
17.
18. Мы спросили первокурсниц, как они видят себя дальше. Света: «Дальше я поеду в Москву учиться. В Академию хочу поступать. Деньги и талант нужны, но главное — упорство!» Алина: «Замуж, наверно. У меня уже жених есть - полицейский. Он творчество моё поддерживает». Варя: «Считаю, что зарабатывать живописью нельзя. Это так - для души».
19. «Стратегическое утепление»
20.
21. Ольга: «Пришла учится на художника, а близкие не понимают почему. Я хочу стать портретистом. В детстве очень любила срисовывать открытки с известными артистами. А больше нигде не занималась специально, в художественные школы не ходила. И поступила с первого раза».
22. Модель
23. Елена Фролова закончила ТХУ несколько лет назад. Она выросла в семье художников, и в училище даже учреждена стипендия им. Фролова. Сейчас она пришла сюда, чтобы показать нам свою персональную выставку.
24.
Нас долго не отпускали. С Ларисой Филиной мы прошли в мастерскую, где делается обжиг керамики. Там она рассказывала о судьбах художников в 90-х, о трудностях молодежи и о том, какая вкусная у них здесь запекается картошечка. Нам и самим было трудно уйти: ведь за каждым мольбертом прячется своя удивительная история. Но судя по переписке после той импровизированной встречи, мы туда обязательно вернёмся.