Слава к художнику Ивану Алексеевичу Владимирову приходила трижды.
Сначала как к блестящему выпускнику Петербургской академии художеств, который всем прелестям богемной жизни в столице предпочёл суровую работу художественного корреспондента – была в те годы такая должность в редакциях журналов. Особенно Владимирову удавались батальные сцены, и ради хорошей акварели он был готов сунуться в самое пекло.
Родился он в декабре 1869 года в Вильне. Отец его происходил из духовного звания, а матерью была известная английская акварелистка Елизабет Вакгорн, от которой, видимо, ему и передался художественный талант. Увлечённый путешествиями, Иван в 12 лет убежал из дома, добрался через Вильно в Либаву, а оттуда в Англию, где, разыскав своего дядю, владевшего пароходом, проплавал с ним более полугода. Вернувшись на родину, юноша по целым месяцам жил в лесных дебрях Полесья, питаясь дичью и рыбой, и только с шестнадцати лет он стал регулярно посещать классы Виленской рисовальной школы. Помимо живописи Владимирова влекло военное дело, поэтому дальнейшее своё образование он продолжил в Санкт-Петербургском юнкерском училище, которое окончил по первому разряду, но по болезни был вынужден оставить службу. И поступил в Академию художеств.
Талантливый ученик профессоров Виллевальде и Кившенко, он проводил ежегодно лето на Кавказе, в горных аулах, привозя оттуда материал для картин.
Как писал журнал «Нива», «на Кавказе молодой художник встретился и поссорился с юным туземным князем Озуроковым, с которым стрелялся через бильярд и поранил своего противника в правое плечо. На Военно-Осетинской дороге на И.А. напали туземцы и изранили его кинжалами в голову и руку, но художник успел выхватить револьвер, ранить обоих злоумышленников и благополучно добраться до казачьего поста».
За картину «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» в 1893 году получил звание классного художника второй степени, что давало ему возможность начать самостоятельное творчество. В 1897 году за полотно «Бой адыгейцев на реке Малке» был удостоен звания классного художника первой степени.
Затем Иван Владимиров отправился на фронт Японской войны, где создал блестящий цикл картин («Орудие в опасности», «Артиллерийский бой», «Вернулся с войны», «В Манчжурии», «Разведка в ливень», «Допрос пленного», «Усиленная рекогносцировка»). В то время он становится популярен и за границей: его рисунки печатает лондонский Graphic ‒ первый в мире художественный иллюстрированный журнал, затем он сотрудничает с французским Illustration и целым рядом американских журналов.
Также Владимиров получил и скандальную известность – как художник, жестоко разыгравший модернистов. В 1911 году для модернистской выставки «Салон» он предложил свои картины и был с презрением отвергнут:
– Вы человек старой гнилой школы. Нам работ Владимирова не надо!.. Прощайте!
Тогда Владимиров написал несколько картин в декадентской манере и послал их на тот же «Салон» под псевдонимом «Карлъ Флинта из Хельсинки». Их приняли с восторгом, быстро раскупили и бурно хвалили в прессе.
Тут Владимиров и разоблачил мистификацию. Скандал был чудовищный. Илья Репин, о которого актуальные художники «вытирали ноги», прислал весёлое письмо: «Дорогой Иван Алексеевич! Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства»...
Осенью 1914 года Владимиров отправился на Северо-Западный фронт, откуда привез массу картин для журнала «Нива». Вскоре он даже открыл свою персональную выставку в зале Императорского общества поощрения художеств в Петрограде.
* * *
Второй раз слава к Владимирову пришла уже в советское время. Революция больно ударила по художнику: чтобы выжить, он несколько лет работал в Петроградской милиции, где рисовал портреты разыскиваемых преступников.
Позже его позвали вступить в АХРР – Ассоциацию художников революционной России (потом название преобразуется в Ассоциацию художников революции и потеряет одно «р»). Это остатки передвижников, пытавшихся спастись в революционное время.
Главными покровителями АХРРа становятся военные – Красная армия, Реввоенсовет и нарком Ворошилов лично, которому нравилась реалистическая манера работы художников «старой школы». Художники начинают получать государственные заказы и хорошие гонорары. В те годы Владимиров пишет эпическое полотно «В.И. Ленин и И.В. Сталин в Разливе в 1917 году» (1937). Также стоит упомянуть и его картину «Иностранцы в Ленинграде» (1937).
Во время Великой Отечественной войны художник жил в блокадном Ленинграде, где готовил плакаты, выполнял эскизы, писал батальные картины («Бой за Тихвин», «Бой на улицах Берлина»).
Но самое главное – художник оставил 13 тетрадей дневниковых записей убористым чётким почерком. «Жизнь в городе забурлила еще сильней, у всех, как и у меня, гнездились мысли – как бы я мог внести свою долю в защиту Родины. О поступлении добровольцем и мечтать не мог: мои 72 года и неуверенность походки сразу лишали меня надежды на какую-либо активную помощь подобного рода, и я решил все силы направить по линии искусства. Буду зарисовывать композиции всех моментов, какие встретятся мне и о каких я буду читать или слышать правдивые описания и рассказы». Его внимательный и цепкий взгляд художника и репортёра замечал всё, что, может быть, ускользало от других очевидцев. И Владимиров бесстрастно, как печально знаменитый блокадный метроном, записывал факты повседневного быта ленинградцев, вплоть до цен на блокадном рынке 1942 года: «пачка папирос – 25–30 руб., коробка спичек – 15–20 руб., 100 г сахарного песка – 200 руб., конфета – 25 руб., курица – 500 руб.».
В 1946 году Владимиров был удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств РФ и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался замечательный русский художник-баталист 14 декабря 1947 года.
* * *
Третий же раз об Иване Алексеевиче заговорили уже много лет спустя после его смерти – совсем недавно, когда были опубликованы его тайные альбомы с совсем другими работами, на которых он изобразил, что в действительности творилось на улицах Петрограда после революции. Тогда он сделал цикл документальных зарисовок о событиях в деревне, которые потом никому и никогда не показывал. Сегодня эти произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.