Корреспондент революции

«Стол» вспоминает работы баталиста Ивана Владимирова, создавшего «художественный репортаж» о ходе революции в Петрограде

Иллюстрация: Иван Владимиров. Голод на улицах Петрограда

Иллюстрация: Иван Владимиров. Голод на улицах Петрограда

Слава к художнику Ивану Алексеевичу Владимирову приходила трижды.

Сначала как к блестящему выпускнику Петербургской академии художеств, который всем прелестям богемной жизни в столице предпочёл суровую работу художественного корреспондента – была в те годы такая должность в редакциях журналов. Особенно Владимирову удавались батальные сцены, и ради хорошей акварели он был готов сунуться в самое пекло.

Родился он в декабре 1869 года в Вильне. Отец его происходил из духовного звания, а матерью была известная английская акварелистка Елизабет Вакгорн, от которой, видимо, ему и передался художественный талант. Увлечённый путешествиями, Иван в 12 лет убежал из дома, добрался через Вильно в Либаву, а оттуда в Англию, где, разыскав своего дядю, владевшего пароходом, проплавал с ним более полугода. Вернувшись на родину, юноша по целым месяцам жил в лесных дебрях Полесья, питаясь дичью и рыбой, и только с шестнадцати лет он стал регулярно посещать классы Виленской рисовальной школы. Помимо живописи Владимирова влекло военное дело, поэтому дальнейшее своё образование он продолжил в Санкт-Петербургском юнкерском училище, которое окончил по первому разряду, но по болезни был вынужден оставить службу. И поступил в Академию художеств. 

Иван Владимиров

Талантливый ученик профессоров Виллевальде и Кившенко, он проводил ежегодно лето на Кавказе, в горных аулах, привозя оттуда материал для картин.

Как писал журнал «Нива», «на Кавказе молодой художник встретился и поссорился с юным туземным князем Озуроковым, с которым стрелялся через бильярд и поранил своего противника в правое плечо. На Военно-Осетинской дороге на И.А. напали туземцы и изранили его кинжалами в голову и руку, но художник успел выхватить револьвер, ранить обоих злоумышленников и благополучно добраться до казачьего поста».

За картину «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» в 1893 году получил звание классного художника второй степени, что давало ему возможность начать самостоятельное творчество. В 1897 году за полотно «Бой адыгейцев на реке Малке» был удостоен звания классного художника первой степени.

Затем Иван Владимиров отправился на фронт Японской войны, где создал блестящий цикл картин («Орудие в опасности», «Артиллерийский бой», «Вернулся с войны», «В Манчжурии», «Разведка в ливень», «Допрос пленного», «Усиленная рекогносцировка»). В то время он становится популярен и за границей: его рисунки печатает лондонский Graphic ‒ первый в мире художественный иллюстрированный журнал, затем он сотрудничает с французским Illustration и целым рядом американских журналов.

Также Владимиров получил и скандальную известность – как художник, жестоко разыгравший модернистов. В 1911 году для модернистской выставки «Салон» он предложил свои картины и был с презрением отвергнут:

– Вы человек старой гнилой школы. Нам работ Владимирова не надо!.. Прощайте!

Тогда Владимиров написал несколько картин в декадентской манере и послал их на тот же «Салон» под псевдонимом «Карлъ Флинта из Хельсинки». Их приняли с восторгом, быстро раскупили и бурно хвалили в прессе.

Тут Владимиров и разоблачил мистификацию. Скандал был чудовищный. Илья Репин, о которого актуальные художники «вытирали ноги», прислал весёлое письмо: «Дорогой Иван Алексеевич! Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства»...

Осенью 1914 года Владимиров отправился на Северо-Западный фронт, откуда привез массу картин для журнала «Нива». Вскоре он даже открыл свою персональную выставку в зале Императорского общества поощрения художеств в Петрограде. 

Иван Владимиров. Эпизод русско-японской войны
Иван Владимиров. Эпизод русско-японской войны

 

* * *

Второй раз слава к Владимирову пришла уже в советское время. Революция больно ударила по художнику: чтобы выжить, он несколько лет работал в Петроградской милиции, где рисовал портреты разыскиваемых преступников.

Позже его позвали вступить в АХРР – Ассоциацию художников революционной России (потом название преобразуется в Ассоциацию художников революции и потеряет одно «р»). Это остатки передвижников, пытавшихся спастись в революционное время.

Главными покровителями АХРРа становятся военные – Красная армия, Реввоенсовет и нарком Ворошилов лично, которому нравилась реалистическая манера работы художников «старой школы». Художники начинают получать государственные заказы и хорошие гонорары. В те годы Владимиров пишет эпическое полотно «В.И. Ленин и И.В. Сталин в Разливе в 1917 году» (1937). Также стоит упомянуть и его картину «Иностранцы в Ленинграде» (1937).

Во время Великой Отечественной войны художник жил в блокадном Ленинграде, где готовил плакаты, выполнял эскизы, писал батальные картины («Бой за Тихвин», «Бой на улицах Берлина»). 

В.И. Ленин и И.В. Сталин в Разливе в 1917 году

Но самое главное – художник оставил 13 тетрадей дневниковых записей убористым чётким почерком. «Жизнь в городе забурлила еще сильней, у всех, как и у меня, гнездились мысли – как бы я мог внести свою долю в защиту Родины. О поступлении добровольцем и мечтать не мог: мои 72 года и неуверенность походки сразу лишали меня надежды на какую-либо активную помощь подобного рода, и я решил все силы направить по линии искусства. Буду зарисовывать композиции всех моментов, какие встретятся мне и о каких я буду читать или слышать правдивые описания и рассказы». Его внимательный и цепкий взгляд художника и репортёра замечал всё, что, может быть, ускользало от других очевидцев. И Владимиров бесстрастно, как печально знаменитый блокадный метроном, записывал факты повседневного быта ленинградцев, вплоть до цен на блокадном рынке 1942 года: «пачка папирос – 25–30 руб., коробка спичек – 15–20 руб., 100 г сахарного песка – 200 руб., конфета – 25 руб., курица – 500 руб.».

В 1946 году Владимиров был удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств РФ и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался замечательный русский художник-баталист 14 декабря 1947 года.

* * *

Третий же раз об Иване Алексеевиче заговорили уже много лет спустя после его смерти – совсем недавно, когда были опубликованы его тайные альбомы с совсем другими работами, на которых он изобразил, что в действительности творилось на улицах Петрограда после революции. Тогда он сделал цикл документальных зарисовок о событиях в деревне, которые потом никому и никогда не показывал. Сегодня эти произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. 

Иван Владимиров. Петроград. Весна 1918  
Иван Владимиров. Петроград. Весна 1918  

 

Иван Владимиров. С насиженных мест
Иван Владимиров. С насиженных мест

 

Иван Владимиров. Продразверстка (реквизиция)
Иван Владимиров. Продразверстка (реквизиция)

 

Иван Владимиров. Погром винного магазина
Иван Владимиров. Погром винного магазина

 

Иван Владимиров. Допрос в комитете бедноты
Иван Владимиров. Допрос в комитете бедноты

 

Иван Владимиров. Долой орла
Иван Владимиров. Долой орла

 

Иван Владимиров. Взятие Зимнего дворца
Иван Владимиров. Взятие Зимнего дворца

 

Иван Владимиров. Арест генералов
Иван Владимиров. Арест генералов

 

Иван Владимиров. Агитатор
Иван Владимиров. Агитатор

 

Читайте также