Для чего вы снимаете?
Может быть, вся моя жизнь для какой-то мелочи? – задается вопросом польский гость, отвечая на вопрос о роли художника в современном мире.
«Мы так далеко зашли, думая, что человек – это самое важное, что конкретная жизнь – самая важная для мира. Хорошо иногда пошутить над собой и сказать: а может моя жизнь для какой-то мелочи, о которой я даже не подумал? Это меня оживляет».
О Чехове и литературе
Многие картины Кшиштофа Занусси сняты по мотивам произведений Чехова.
«Чехов для меня – символическая личность. Интеллигенция, которая изображена у него в произведениях, – это для меня самое ценное в России».
При этом пан Кшиштоф признался, что как писателя он больше ценит Тургенева и уважает творчество Достоевского.
«Но всегда, когда я думаю о русской интеллигенции, о российской интеллигенции – тогда всегда на ум приходит Чехов», – признался режиссёр.
«Эфир»
В настоящее время режиссёр ведёт работу над фильмом «Эфир»: «Мы уже сняли половину картины: всё, что можно было снять летом. Теперь ждём зимы, хотя и готовимся к съемкам с искусственным снегом».
Фильм уже стал международным проектом: в его съёмках принимают участие профессионалы из Украины, Литвы, Венгрии и Италии. Пан Кшиштоф выразил надежду на то, что картину покажут в странах, которые участвовали в проекте, однако отметил, что сейчас снять фильм гораздо проще, чем показать его широкой публике.
О чем будет фильм: это будет притча. История происходит до Первой мировой войны в Австрийской крепости. Военный врач ставит эксперименты над людьми, чтобы найти средство для владения другим человеком.
«С самого начала человеческого бытия одни люди владели другими, хотя это недопустимо. Об этом и будет история», – подытожил режиссёр.
Занусси выразил надежду, что к лету 2018 года он закончит работу над картиной. Тогда останется только решить где, на каком фестивале её показать, чтобы в итоге её могли увидеть зрители.
О политике
«Радует то, что всё меньше и меньше людей голодает», – честно признается пан Кшиштоф.
Относительно того, что его всерьез тревожит, режиссёр рассказал о слухах, что готовится новое движение народов, как это было 2000 лет назад – это огромная угроза, и люди не хотят с ней столкнуться. Даже думать об этом не хотят. «Для меня большая проблема и угроза – наше будущее».
«Матильда»
«Не могу судить картину, потому что я её не видел, но с интересом посмотрю», – честно признается режиссер.
«Я сам снял три картины о католических святых и привык к мысли, что святые – это такие же люди, как все мы, только чуть-чуть лучше нас, но они все грешны. Я без иронии отношусь к тому, что Николай II – святой. У него были как хорошие поступки, так и нехорошие, и во мне это не вызывает никакого удивления. Не вижу здесь повода для скандала. Не могу представить себе, что картина показывает святого как дьявольского человека – это могло бы обижать верующих, но если она рассказывает о его юности, неполной зрелости и его первых эмоциональных опытах – картина не должна вызывать таких сильных эмоций».