Экстравагантно выглядит уже тот факт, что о литературной премии имени Станислава Лема СМИ 9 декабря написали со ссылкой на пресс-релиз питерского отделения Росгвардии. До этого в течение полутора недель с момента объявления победителей об этой премии никто слыхом не слыхивал. Перепечатавшие новость журналисты пришли в ум только тогда, как их пристыдило издание Sota, назвавшее премию «фейком. После этого некоторые осрамившиеся СМИ выпустили в качестве извинения перед аудиторией заметки на тему «что не так с литературной премией», где среди прочего упоминалось, что в прошлом году несколько литераторов уже отказались от аналогичной премии, случайно узнав о её получении.
Загадочный союз писателей
Что же не так с премией? Прежде всего то, что учредивший её «Интернациональный союз писателей» (ИСП), который именует себя «крупнейшей в мире организацией профессиональных писателей», на 99 % состоит из россиян. Редкие иностранные имена, встречающиеся на сайте, с трудом проверяются по открытым источникам. Например, «известный польский поэт» Александр Навроцкий, по версии поисковика гугл, умер в 1914 году и был русским поэтом и драматургом. Живой поэт с такими именем и фамилией упоминается только в связи с мероприятиями, организованными ИСП.
Пожалуй, единственный иностранный писатель, в известности которого гугл не сомневается, – это американский фантаст Майкл Суэнвик. Он указан на сайте как президент организации, при этом в скобках добавлено, что он осуществляет представительские функции. С Суэнвиком удалось связаться, и он рассказал «Столу», что с ИСП знаком через своего друга писателя Бориса Долинго, который живёт в Екатеринбурге и организует там литературный фестиваль «Аэлита». На нём Суэнвик несколько раз бывал по приглашению друга. А потом ещё дважды приезжал в Москву на аналогичный фестиваль «Роскон», который организует писатель Александр Гриценко, по совместительству председатель Международного правления ИСП. Во время второй поездки он и посвятил Суэнвика в почётные члены ИСП, а через два года – в 2018-м – предложил ему возглавить союз.
До этого ИСП возглавлял писатель Сергей Лукьяненко, но, судя по всему, не без конфликта покинул этот пост в апреле 2018 года. В письме, где Гриценко приглашает Суэнвика возглавить союз (имеется в распоряжении редакции), говорится, что организация у них демократическая, поэтому они переизбирают президента каждые пять лет. При этом умалчивается, что Лукьяненко был первым президентом и занимал этот пост не более трёх с половиной лет. Впрочем, если уход Лукьяненко и сопровождался скандалом, то в СМИ он не просочился. Но по интернету гуляет история начинающего писателя с Украины, некого Александра Дегтярёва, который якобы обратился к Лукьяненко за советом: вступать ли ему в ИСП, можно ли верить этой организации? В публикуемой переписке Лукьяненко лаконично отвечает: «Не верить. Потому и ушёл. Ничего полезного вы там не получите». Подтвердить достоверность этой переписки не удалось: на запрос «Стола» Лукьяненко не ответил.
«Публицисты» Навальный и Симоньян
Что же это за организация и для чего она существует? Отказавшиеся в прошлом году от премии российские писатели обратили внимание на её политизированность. Например, в пресс-релизе сообщалось, что «за этику и мораль премии» отвечает (интересно, как?) депутат Госдумы, единоросс Равиль Хуснулин. А в числе лауреатов был экс-министр иностранных дел непризнанной ДНР Александр Кофман. Непонятно, писатель ли он, но награждался он «как вдохновитель и организатор фестиваля фантастики “Звезды над Донбассом”». В качестве почётного гостя, кстати, там побывал и фактический глава ИСП Гриценко.
А дальше самое интересное. В ответ на демарш троих «лауреатов» Гриценко обиженно заметил, что они в Союзе никогда не придают значения политическим взглядам конкурсантов и вручают премию не только «патриотам», но и «либералам до мозга костей». Кого же он имел в виду? Пресс-релиз подсказывает, что лауреатов номинации «Публицистика». Там есть такой абзац: «Премия позиционирует себя как центристская и внеполитическая, поэтому логично здесь смотрится номинация “Публицистика”, где места разделили Маргарита Симоньян, Евгений Небольсин, Александр Проханов, Алексей Навальный, Егор Жуков и Александр Дугин».
Пресс-релиз был опубликован за день до появления в СМИ сообщений о том, что отравленный «Новичком» Навальный пришёл в себя в немецкой клинике, и спустя 9 дней после жестокого избиения Егора Жукова (незарегистрированного кандидата на выборах в Мосгордуму, одного из лидеров протестов лета 2019 года).
Мудрая Симоньян не оскорбилась такой компанией и даже выступила на следующий год информационным партнёром очередной премии ИСП, где и получил награду росгвардеец. Вот только партнёрство, очевидно, не заладилось, так как основным ньюсмейкером по этой премии стала Росгвардия, причём с опозданием в 10 дней.
Вашингтон под прицелом
Зачем организации Донбасс и Симоньян, примерно понятно: как ещё сегодня продемонстрировать свой патриотизм?
Но зачем им Навальный с Жуковым? В переписке с редактором «Стола» фантаст Суэнвик обмолвился, что члены ИСП планировали отпраздновать 100-летие Айзека Азимова (2 января 2020 года) в Вашингтоне, но реализации этих амбициозных планов помешала пандемия. Очевидно, мечты о Вашингтоне ещё не до конца похоронены, вот и Навальный с Жуковым понадобились, и даже Симоньян не оскорбилась.
Цель этого парадоксального самопиара можно понять только по аналогии с чем-то уже бывшим. Например, с историей Марии Бутиной – амбициозной девочки из Барнаула, которая на волне личного интереса к огнестрельному оружию подружилась с сенатором Александром Торшиным (он позиционирует себя как сторонник его легализации в России) и с 2012 года стала ездить в США, налаживая связи с политиками-республиканцами по линии Национальной стрелковой ассоциации. С 2016 года она в надежде, что победит Трамп, лоббировала смягчение политики Республиканской партии в отношении России и в период президентской кампании, по сведениям The New York Times, как минимум дважды пыталась организовать тайную встречу Трампа и Путина. Всё это в 2018 году стало поводом для её ареста по обвинению в работе иностранным агентом без регистрации.
Такого рода связи «по линии общества» не новинка в мировой дипломатии. Эти механизмы запускают, когда на официальном уровне отношения испорчены дальше некуда. Очевидно, не случайно параллельно с оружейной историей году в 2012-м из могилы выкопали созданный в 1954 году советский «Интернациональный союз писателей», целью которого было «продвижение социалистических ценностей на территории Европы», как они сами о себе пишут. Сегодня цели немного другие, но тоже едва ли литературные.
Кстати, о литературе. По интернету ходят хохмические истории из серии «как меня принимали в ИСП». Одна даже сравнительно недавняя. Молодой человек, называющий себя Рашидом Муратовым, отправил на адрес ИСП свой «роман» во вложении к электронному письму с просьбой высказать критические замечания и надеждой на дальнейшее сотрудничество. Вместо романа в отправленном файле было примерно на треть страницы откровенной похабщины. Спустя некоторое время Муратову пришёл ответ, что его кандидатура рассмотрена и рекомендована для вступления в ИСП, предлагалось прислать документы и оплатить вступительный взнос (от 7 до 12 тысяч рублей), который затем нужно будет платить ежегодно. Многие пишут, что предложение вступить в ИСП спамом рассылают всем, кто хоть как-то заявил о своих литературных амбициях.
Писатели в погонах
Ну и последний штрих связан с бэкграундом фактического главы ИСП Александра Гриценко, который «вдохнул новую жизнь» в умершую советскую организацию. Согласно открытым источникам, его карьера тесно связана с другим писательским союзом – Московским отделением «Союза писателей России», и тоже правопреемником Союза писателей РСФСР. Состав правления этого писательского кружка впечатляет: из 18 человек у троих погоны, один Советник государственной службы 3-го класса и ещё один – Чрезвычайный Полномочный посланник России. Оказывается, существует Студия писателей МВД РФ. Возглавляющий её подполковник как раз и входит в состав правления «Союза писателей России».
Стоить ли искать здесь причину премирования росгвардейца? Наверное, нет. Разве что личные симпатии председателя к людям в форме. Подогревают ли эти симпатии общественную нацеленную на Вашингтон активность Гриценко? Кто знает. Несомненно одно: иностранным агентом в России его точно не признают и экстремистом за премию Навальному не объявят. Потому что никакой политики здесь нет. Есть только патриотизм и любовь к литературе.