Санкт-Петербургский Музей Фаберже представляет выставку картин Сальвадора Дали – вернее, картины из личного собрания известного сюрреалиста, хранящиеся в Театре-музее Дали в Фигерасе. Основа выставки – картины Дали, написанные для себя самого. Прежде всего это, конечно, знаменитая «Атомная Леда» – портрет жены художника Елены Дьяконовой (в Испании она была более известна как Гала). Именно это полотно художник считал своим первым подлинным шедевром. Также из Испании привезли «Галарину»: этот портрет Галы ни разу не покидал стен Театра-музея Дали в Фигерасе после смерти художника. Кроме того, куратор выставки Монсе Агер предлагает взглянуть на Галу не только как на спутницу известного художника, но и как на самостоятельную личность – писательницу и интеллектуалку, которая умела распознавать и вдохновлять гениев (среди них также были поэт Поль Элюар и художник Макс Эрнст), поставила всё на Дали и не прогадала.
Куда пойти: Музей Фаберже.
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 21, Шуваловский дворец.
* * *
К 160-летию Константина Коровина в антикварной галерее «Петербург» открылась выставка малоизвестных работ отца-основателя русского импрессионизма. В экспозицию вошло более 20 картин исключительно из частных российских коллекций. Художник создал эти работы в тяжёлые послереволюционные годы в деревне Островно Тверской губернии и в Париже, куда эмигрировал в 1922 году. Среди них лирические сельские пейзажи, виды парижских бульваров, портреты современников и натюрморты с цветами и фруктами. Только недавно российские коллекционеры вернули эти полотна на родину. Выставка даёт уникальную возможность познакомиться с поздним творчеством Коровина, которое почти не представлено в российских музеях.
Куда пойти: Галерея «Петербург».
Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 54.
* * *
В Екатеринбурге – в Ельцин-центре – открывается масштабная выставка, посвящённая супрематической школе Казимира Малевича. В 1920–1930-х годах Малевич развивал идеи своего течения, собирал учеников и единомышленников и стремился создать большое художественное сообщество.
Начинается экспозиция с создания объединения «Уновис» в Витебском художественном училище в 1919 году. Следующий раздел посвящён основанию Государственного института художественной культуры (Гинхука) в Петрограде и научной работе в нём под руководством Малевича. А завершает выставку постсупрематизм репрессионных 1930-х годов, когда официальное советское искусство стало вытеснять все авангардные течения. Иллюстрируют рассказ фотографии с выставок тех лет и несколько десятков работ самого Малевича из Русского музея, Третьяковки, Пушкинского музея, многих региональных и частных собраний. Также выставлены картины его учеников и друзей: Марка Шагала, Павла Филонова, Анны Лепорской, Ильи Чашника, Николая Суетина, Эля Лисицкого, Роберта Фалька.
Куда пойти: Ельцин-центр.
Адрес: Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 3.
* * *
Ещё одна знаковая выставка столицы Урала – «Проповедь Иоанна Крестителя» кисти Питера Брейгеля Младшего. Дело в том, что долгие годы произведение Питера Брейгеля Младшего «Проповедь Иоанна Крестителя» было скрыто от глаз посетителей в фондах Государственного Эрмитажа по причине плохой сохранности. Но после сложной и кропотливой реставрации, занявшей два года, шедевр Брейгеля снова смог предстать перед зрителями. Сюжет картины – тайная проповедь святого Иоанна Крестителя в лесу. На полотне насчитывается почти две сотни персонажей в тщательно проработанных костюмах, со своими индивидуальными характеристиками.
Куда пойти: «Эрмитаж-Урал».
Адрес: Екатеринбург, ул. Вайнера, 11.
* * *
Также в екатеринбургской галерее «Синара Арт» показывают более 100 графических работ Пикассо из петербургской галереи Марка Башмакова. В основном это наброски к известным литературным произведениям его друзей-писателей: Жана Кокто, Поля Элюара, Ильи Зданевича, Гертруды Стайн. Художник и сам писал стихи, а в своих картинах, скульптурах и рисунках часто использовал литературные приёмы – сравнения и метафоры. Также на выставке представлена знаковая инсталляция Пикассо – рукопись военной поэмы Пьера Реверди «Песнь мёртвых», которую художник расписал красными символами.
Куда пойти: галерея «Sinara Art Gallery».
Адрес: Екатеринбург, Верх-Исетский бульвар, 15, КВЦ «Синара-центр».
* * *
Новая выставка в Волго-Вятском филиале Пушкинского музея посвящена готике и творчеству итальянского художника Джорджо Вазари, который в XVI веке первым начал использовать определения «готика», «ренессанс» и «маньеризм» для обозначения эпох. Трёхчастный проект «Названо Вазари» переосмысляет эти три периода, объединяя экспонаты из коллекций и работы современных художников.
Но кураторы выставки пошли дальше: они разбили пространство на две части – для образованной элиты и для плебса. В «Базилике», ассоциирующейся с духовной жизнью образованного средневекового человека, представлены деревянный рельеф «Мадонна, коронованная ангелами», архитектурные детали готических соборов и другие скульптуры и слепки из Пушкинского музея.
А вот на «Площади», то есть месте для обычных горожан, можно увидеть имитацию готических витражей из пластика от Recycle Group.
Куда пойти: «Арсенал».
Адрес: Нижний Новгород, Кремль, стр. 6.
* * *
Также в нижегородском «Арсенале» представлена первая ретроспектива обладателей гран-при Премии Кандинского, которая отмечает в 2021 году своё 15-летие. На выставке будут экспонироваться 14 художественных произведений-победителей в номинации «Проект года». Историю лауреатов премии рассказывают от настоящего к прошлому, чтобы посетители могли оценить актуальность давнишних произведений мастеров современного искусства. Среди них есть и Анатолий Осмоловский (победитель 2007 года), и Алексей Беляев-Гинтовт (2008), и Александр Бродский (2010), и Павел Пепперштейн (2014).
Куда пойти: «Арсенал».
Адрес: Нижний Новгород, Кремль, стр. 6.
* * *
К 160-летию Константина Коровина открылась выставка и в краснодарском Музее имени Коваленко. Посетители увидят работы великого художника из фондов Краснодарского художественного музея и Ростовского областного музея изобразительных искусств, а также работы его учителей, друзей, единомышленников – мастеров русской реалистической живописи.
Экспозиция начинается с работ его учителей-реалистов: Алексея Саврасова, Льва Каменева и Василия Поленова. Во второй части экспозиции показывают работы самого Коровина, а также его друзей и единомышленников, тоже часто не понятых обществом, – Валентина Серова, Исаака Левитана, Михаила Врубеля. Завершают выставку картины Ильи Машкова, Роберта Фалька, Сергея Судейкина – учеников Коровина, позднее ставших авангардистами.
Куда пойти: Художественный музей им. Коваленко.
Адрес: Краснодар, ул. Красная, 13.
* * *
К 550-летию немецкого художника Альбрехта Дюрера в Радищевском музее Саратова организовали выставку «Северное Возрождение. Гравюра Германии и Нидерландов XVI века». Прежде всего на выставке представлено восемь работ самого Дюрера, которого считают одним из крупнейших новаторов в резной гравюре: он начал использовать более мягкие линии и передавать фактуру.
Также представлены работы его учеников – например, серия офортов Георга Пенца и Ханса Бехама, которых в XVI веке судили за безбожие в изображении сельских и эротических сцен. А ещё ксилография «Апостол Пётр» придворного немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего, психологические портреты Луки Лейденского и гравюра Корнелиса Корта, созданная по мотивам картины Рафаэля «Преображение».
Куда пойти: «Радищевский музей».
Адрес: Саратов, ул. Радищева, 39.
* * *
В архангельском Музее изобразительных искусств открывается выставка «Романтические пейзажи Куинджи, Рериха и Рылова» – более 60 работ из Русского музея и Третьяковки, призванных показать новаторский подход художника и его учеников. Здесь можно увидеть как знаменитые работы Куинджи – этюды к картине «Берёзовая роща», полотна «Осенняя распутица» и «После дождя», – так и менее известные виды степей, гор и морских побережий. А картины его преемников показывают, что Куинджи не только учил художников своим приёмам, но и помогал им развивать самобытный творческий стиль в пейзаже.
Куда пойти: Музей изобразительных искусств.
Адрес: Архангельск, пл. Ленина, 2.
* * *
К 155-летию Василия Кандинского в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского открылась выставка «0,8», подготовленная творческим объединением «АзАрт». Название выставки неслучайно: дело в том, что в 1915 году состоялась выставка «0,10», на которой Кандинский с учениками отменил все прошлые заслуги искусства и объявил о написании последней картины, которой завершался бы воображаемый музей, начатый итальянской школой в XIII веке. Десяти участникам той авангардной выставки ныне отвечают восемь художников выставки «0,8» из 2021-го, развивающих абстрактное размышление о природе вещей и человека.
Куда пойти: Художественный музей им. Крамского.
Адрес: Воронеж, проспект Революции, 18.
* * *
Российское подразделение Disney продолжает историю о приключениях современного московского богатыря Ивана – сына Ильи Муромца – в сказочном мире Белогорья. Причём время как будто бы не властно над героями, что неудивительно: дело в том, что съёмки триквела шли параллельно с работой над второй частью («Корнем зла»), которая стала абсолютным лидером новогоднего проката в прошлом году по всей России. Из-за того, что актёры одновременно снимались в двух картинах, зрителя не покидает ощущение дежа вю: всё это мы уже с вами видели. Сюжет и правда не нов: на этот раз коварная домработница Ивана Муромца похищает Василису – невесту богатыря и бывшую царевну-лягушку; и Иван Ильич вместе с Кощеем Бессмертным, Водяным и Бабой-ягой отправляется её спасать из сказочного Белогорья в Москву, которая за последнее время стала настоящим логовом для разного рода мигрантов из сказочного мира: тут у нас есть и кикиморы, и колдуньи, и даже одна Жар-птица. Кстати, по ходу действия выясняется, что вторую и третью части не зря снимали вместе, потому что финал заявлен как завершение всей трилогии, начатой фильмом «Последний богатырь» в 2017 году. Но в это, честно говоря, не верится.
Пример той же главной российской новогодней кинофраншизы «Ёлки» (кстати, сейчас в прокат вышла уже восьмая часть) показывает, что единожды удачно найденные приёмы можно использовать до бесконечности.