Основные события в жизни Семёна Людвиговича Франка, магистра философии, религиозного мыслителя, критика, были связаны с Москвой, Санкт-Петербургом, а после эмиграции – с Берлином, Парижем и Лондоном, но именно в Саратове, где он в общей сложности прожил несколько лет, появился дом, в который сегодня, как в родовое гнездо, приезжают его потомки, раскиданные по свету.
Началась история «Дома Франка в Саратове» абсолютно прозаично: семья Михайловых выкупила помещение в старом доме в центре города, чтобы открыть там кафе «Арабелла». Всё остальное пространство занимали коммунальные квартиры. Дом находился в плачевном состоянии, и, вероятно, к сегодняшнему дню от него бы остались руины.
«В начале 2000-х моя семья приобрела первое помещение здесь, потом постепенно мы выкупили дом полностью, восстановили его и заказали историческую справку: выяснилось, что ему 200 лет, – рассказывает руководитель проекта “Дом Франка в Саратове” Анастасия Михайлова. – Дочь местного управляющего пароходством Татьяна Барцева в 1908 году вышла замуж за философа Семёна Франка, их свадьба состоялась здесь, в нашем доме. Мы поместили эту историю на первой странице меню. Но тогда мы, конечно, знали очень мало про Франка и его семью. В 2010 году в Саратов приехал из Берлина внук философа Николай Франк, который искал следы родных. Он подарил нам фотографии, мы открыли мемориальную стену, посвящённую Барцевым-Франкам, и стали рассказывать об этой истории гостям кафе. И с тех пор я серьёзно погрузилась в тему, стала копаться в архивах. А теперь не могу остановиться».
Семён Людвигович Франк родился 16 января 1877 года в Москве, в семье раввина (дед) и врача (отец): его семья переехала сюда из Виленской губернии во время Польского восстания. Учился в Лазаревском институте восточных языков, на юридическом факультете Московского университета, куда поступил под влиянием марксистских идей. В 1899 году был арестован и выслан из университетских городов. Образование он продолжил за границей, слушал лекции по политэкономии и философии в Германии, затем экстерном сдал выпускные экзамены в Казанском университете. Франк состоял в партии кадетов, принимал активное участие в либеральном «Союзе освобождения» и был активным борцом за политические свободы и вообще революционером – до тех пор, пока не увлёкся философией.
В 1912 году Франк становится приват-доцентом Петербургского университета и в этом же году принимает православную веру. В 1917-м Семён Людвигович возглавил историко-филологический факультет молодого Саратовского университета – стал его первым деканом, заведующим кафедрой философии. Он считается сегодня одним из основателей высшего гуманитарного образования в городе. Франк заложил здесь свободные духовные традиции русской университетской жизни, которые поддерживались и развивались вплоть до начала репрессий. Его семинар назывался «Современные теории познания». Профессор старался научить студентов творчески и критически подходить к сложившимся теориям.
Философская же система самого Франка пытается «преодолеть бездну между знанием и бытием», она включает в себя социальную философию и антропологию, этику и эстетику. Он стремился к «подлинному синтезу» религиозных идей и философских умозрений. В своей самой важной книге «Душа человека» он поднимает вопрос о единстве духовной жизни, «которую нельзя разрезать, нельзя разделить».
В 1921 году Франк занял кафедру философии в Московском университете. А в 1922 году был выслан из России на одном из «философских пароходов». 29 сентября пароход «Oberburgermeister Haken» отплыл Петрограда в Штеттин, его невольными пассажирами были философы из так называемого московского списка: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев, М.М. Новиков, В.В. Зворыкин, И.Ю. Баккал и так далее – всего 70 человек вместе с семьями. Летом и весной 1922 года в рамках «культурной революции» было выслано более двух сотен литераторов, философов, экономистов и других представителей гуманитарных профессий. Лев Троцкий назвал эту акцию «гуманизмом по-большевистски»: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Сначала семья Франка остановился в Берлине, где он принимал участие в Религиозно-философской академии, организованной Бердяевым, а с началом войны он переселяется во Францию, откуда в 1945 году переезжает в Лондон.
«Сначала нам просто хотелось, чтобы как можно больше людей узнало о Франке, а получилось нечто большее. У Семёна Людвиговича и его супруги Татьяны Сергеевны было четверо детей, все их потомки живут сегодня в разных странах: Великобритании, Германии, Канаде, в России, – рассказывает руководитель проекта Анастасия Михайлова. – В связи с тем, что была эта эмигрантская история, всё замалчивалось, семейные связи были разорваны. Они начали восстанавливаться в 90-е годы, но в основном по телефону или скайпу, многие члены этой большой семьи не встречались друг с другом, и большинство из них никогда не были в Саратове. Появилась идея в рамках проекта “Дома Франка в Саратове” пригласить их всех сюда. Хотя Семён Франк жил у нас в городе всего несколько лет и его сложно назвать “саратовским философом”, но с помощью нашего проекта его история стала саратовской».
Цель проекта «Дом Франка в Саратове» – создание важного локуса региональной исторической и культурной памяти. Это история о возвращении имён соотечественников на родину и обретении исторической памяти нашими современниками. Этот дом не просто был восстановлен – в его стены, пусть на короткое время, вернулись потомки изгнанных революцией прежних хозяев, а многие саратовцы впервые услышали его историю, и она стала частью истории города.
«Я много работала в архивах, прочитала все письма, которые с 20-го по 35-й годы мама и сестра Татьяны Сергеевны Франк писали ей отсюда в Берлин. Можно было почувствовать, как с каждым годом атмосфера в письмах сгущалась, они потеряли всё. Наверно, тогда эти люди перестали быть для меня какими-то анонимными лицами на фотографиях, когда я поняла их чувства. Сами мы – я и мои родители, сестра – очень любим этот дом. Я не представляю, как тяжело было его лишиться.
Мне кажется, большая проблема нашей страны – наличие этих тёмных пятен в её истории и в истории наших собственных семей. И, может быть, это то, что мешает нам двигаться в будущее. И для меня, например, важно, чтобы фотографии семьи Франка, их потомки оказались здесь снова. По крайней мере это то, что мы можем сделать».
В 2018 году проект «Дом Франка в Саратове» получил Президентский грант, благодаря чему удалось собрать потомков Барцевых и Франков в Саратове, провести мемориальные мероприятия в разных местах, связанных с философом и его семьёй, и даже снять документальный фильм. Вокруг «Дома» сложилось и интернациональное философское комьюнити.
«К нам стали приезжать туристы, спрашивают: “Где у вас здесь дом Франка?”. Просят нас организовать экскурсии. Сейчас мы загадываем на 2022 год, который связан с двумя юбилейными датами: 145 лет со дня рождения Семёна Франка и сто лет “философскому пароходу”. Когда мы начали рассказывать историю дома гостям кафе разных возрастов, я поняла, что большинству из них, даже людям с высшим образованием, это имя незнакомо, а понятие “философский пароход” не говорит ни о чём. Мне хочется вернуть Саратову – Франка, а саратовцам – историческую память».