Есть такая фраза: «Если бы мужчины знали, как тяжело этому миру достаются люди, они бы никогда не начинали войны». Её можно продолжить: «Если бы взрослые помнили, каково это – быть ребёнком, они бы не решились отнимать у детей детство». Нет ничего более противоестественного, противоположного детству, чем война. Детство – это радость, игры, надежда, жизнь. Война – это горе, страдание, смерть.
Зачем нужны детские антивоенные книги? Войны ведь развязывают не дети. Каждая книга в этой подборке очень простыми и запоминающимися средствами показывает, насколько ужасна и бесчеловечна война. Именно в детстве на контрасте с яркостью и беззаботностью жизни это проще всего прочувствовать и запомнить на всю жизнь. А взрослым может быть полезно вспомнить о таких основополагающих вещах, как ценность человеческой жизни и неприкосновенность детства, которые нельзя приносить в жертву никаким высоким целям и амбициям.
Николай Попов. «Зачем?»
Одна из самых сильных антивоенных книг не имеет ни одной строчки текста, но звучит громче многословных речей. Вопрос, вынесенный в название, не получает своего ответа, каждый должен сам ответить на него. Зачем нужна война? Можно найти аргументы в пользу любых взглядов и интересов. Но каждый ответ, за исключением одного, – низачем – рождает ещё больше вопросов.
Книжка-картинка, тихая книга показывает полную бессмысленность и разрушительную силу войны. Главные герои – мышь и лягушка. Выбор персонажей очевидно указывает на «Батрахомиомахию», или «Войну мышей и лягушек», – античную поэму о войне, название которой давно превратилось в метафору ничтожного конфликта, который приводит к разрушительным последствиям. Поссорившиеся из-за цветка герои доводят свой конфликт до того, что вокруг них остаётся только выжженная земля, на которой ещё долго не вырастут никакие цветы. И кто победитель? Снова вопрос без ответа.
Впервые книга «Зачем?» была выпущена в 1996 году в Швейцарии и была признана одной из лучших книжек-картинок в мире.
Эльжбета. «Флон-Флон и Мюзетт»
Наверняка взрослые могут придумать правдоподобное и убедительное объяснение любой войне. Но для детей всё выглядит совсем по-другому. И война просто разрушает их маленькую жизнь.
«Флон-Флон и Мюзетт» – очень лаконичная книжка, созданная польско-французским автором и художником. Книжка рассказывает о двух маленьких друзьях, которые оказались разъединены большой взрослой войной. Детям, которые вчера играли вместе и делили на двоих все свои радости и горести, сегодня нельзя даже разговаривать, потому что в этой войне они оказались по разные стороны.
Текст книги очень афористичный, легко распадается на запоминающиеся цитаты, что усиливает впечатление от книги и делает её притчей, не теряющей своей актуальности.
«Папа вздохнул:
– Война не умирает, сынок.
Она лишь засыпает время от времени.
И когда она спит, нужно быть очень осторожными, чтобы не разбудить её».
Кристина Кретова, Юлия Брыкова. «Война vs детство»
А это уже не притча, а летопись реальных войн глазами реальных детей, которых эти войны коснулись. Североирландский конфликт, грузино-абхазский конфликт, войны в Югославии и другие вооружённые столкновения, произошедшие не когда-то давно, а уже в современном цивилизованном мире, лишили дома, друзей, родных и чувства безопасности тысячи детей.
Истории детей показаны двумя способами – в жанре графического романа и прозой. Авторы рассказывают истории детей, находящихся по разные стороны одного конфликта, никакую из сторон не оправдывая и не осуждая. Они просто показывают, что везде есть дети, которые хотят жить, играть, дружить, а война, какую бы цель она ни преследовала, лишает их этого права. И в то же время даже в самой жаркой военной мясорубке дети остаются детьми. И настоящей трагедией для маленького человека может стать не необходимость бежать, оставив родной дом, а забытая в этом доме любимая кукла.
Юлия Яковлева. «Краденый город»
Цикл «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой планомерно проходит по всем болевым точкам XX века и показывает самые страшные события через восприятие детей.
Вторая часть цикла посвящена блокаде Ленинграда – одной из самых чёрных страниц нашей истории. Оставшиеся без родителей из-за сталинских репрессий Таня, Шурка и Бобка должны справляться со всеми тяготами своего бедственного положения в одиночку. Они ищут укрытие взамен дома, который разбомбили, стоят в очереди за хлебом, прячутся от соседей, которые, лишённые еды и тепла, становятся очень жестокими и подозрительными.
Реальность повествования периодически внезапно сменяется фантасмагорией – как будто открывается какой-то параллельный мир, в который проваливаются герои. Возможно, именно так и работает детское сознание в моменты травмы – подменяя игрой и фантазиями то, чему не может найти объяснение, скрывая самое ужасное, чтобы сохранить ребёнку психику и спасти жизнь.
Эдуард Веркин. «Облачный полк»
Случается и такое, что детям приходится становится не только свидетелями и жертвами войны, но и её непосредственными участниками. По каким причинам дети берут в руки оружие и отправляются убивать? По разным. Кто-то хочет отомстить за погибших родственников, кто-то действительно считает это своим долгом и отправляется защищать родину, а кем-то движет азарт, адреналин…
События в книге Эдуарда Веркина разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Мы видим совсем молодых бойцов, вчерашних детей, у каждого из которых свой мотив для участия в этой войне. Но главное не эти мотивы, а то, что, несмотря на них, на их возвышенность или приземлённость, очевидным становится одно: детям на войне не место.
Истории про героических партизан были очень популярны в советское время. Поступки пионеров-героев подавались как недосягаемая высота и пример для подражания. Веркин же показывает, что за глянцевой обложкой любого военного героизма находится грязь, кровь и смерть. И никуда от них не деться, и своей сути они не меняют, какими словами их ни описывай. И самое главное, что мы можем сделать, – это стараться, чтобы нашим детям никогда не приходилось становиться героями.
Тамта Мелашвили. «Считалка»
Тут война уже совсем другая, практически современная – грузино-абхазский конфликт 90-х годов. Главные героини – Нинче и Кнопка – живут в крошечном оккупированном городке. Их подростковая девичья жизнь – разговоры о мальчиках, нарядах и любимой музыке – идут на фоне военных действий, все свои планы и мечты они вынуждены согласовывать с войной.
Эта пронзительная история, в которой сочетаются смех и слезы, любовь и ненависть, жизнь и смерть, показывает, что жизнь продолжается всегда. И в самых чудовищных обстоятельствах дети остаются детьми, девушки – девушками, молодость – молодостью. И в войну есть место влюблённости, мечтам и надеждам. И можно сказать, что болтовня о нарядах выглядит нелепо на фоне человеческих трагедий и судеб целых стран. Но всё ровно наоборот: рукотворные трагедии и политические амбиции выглядят нелепо и преступно, когда без приглашения вламываются в человеческие жизни, тяжёлыми грязными сапогами растаптывая то прекрасное, что могло бы ещё долго расти, жить и любить.