В Государственном историческом музее открывается главный выставочный проект, посвящённый 350-летнему юбилею Петра Великого. Организаторы выставки собрали 350 экспонатов, связанных с двумя поездкам первого русского императора в европейские страны – Великим посольством 1697–1698 гг. и Вторым путешествием 1716–1717 гг.
«Мы выбрали тему путешествий Петра, так как именно поездки императора определили многое в характере реформ и преобразований страны, способствовали расширению и упрочению политических и культурных связей России, – говорит директор музея Алексей Левыкин. – Молодой царь первым в истории России выехал за рубеж и побывал инкогнито в Курляндии, Восточной Пруссии, Нидерландах, Англии, Австрии и Польше. Одними из ключевых экспонатов раздела являются вещи из гардероба Петра Великого – европейский кафтан, шлафрок и камзол, которые выставляются впервые».
Важной частью экспозиции является «кабинет редкостей» Петра Великого, воссозданный на основе гравированных изображений интерьеров научных кабинетов первой половины XVIII века. Здесь собраны вещи, которые привёз Пётр I из европейских стран: картины, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, инструменты и приборы.
Куда пойти: ГИМ.
Адрес: Москва, Красная площадь, д. 1.
Возраст: 6+.
* * *
Также Исторический музей представляет новый выставочный проект «Драгоценные ордена», где впервые демонстрируются высшие награды европейских и азиатских государств, хранящиеся в собрании отдела нумизматики ГИМ.
На выставке представлены ордена Великобритании, Пруссии, Франции, Австро-Венгрии, Японии, Таиланда и других европейских и азиатских государств. Любой орденский знак, помимо обозначения заслуг кавалера, являлся предметом ювелирного искусства и выполнялся в мастерских строго индивидуально и по определенному стандарту. Ордена изготавливались из серебра и золота и украшались драгоценными камнями.
Куда пойти: ГИМ.
Адрес: Москва, Красная площадь, д. 1.
Возраст: 0+.
* * *
Третьяковская галерея представляет выставку «Мастера возрождения» – итог работы отдела научной реставрации графики XVIII – начала XX века за последние 10 лет.
Экспозиция, размещённая в шести залах, даёт возможность зрителю заглянуть в реставрационную мастерскую и сравнить, как выглядели работы до и после реставрационного вмешательства, познакомиться с реставрационными процессами, оценить задачи, которые приходится решать реставраторам.
В первом зале представлены крупноформатные произведения – например, картоны в натуральную величину Михаила Нестерова для алтарных врат Марфо-Мариинской обители, эскиз росписи французской художницы Маринетт, переживший «возгорание», рисунок плафона Евгения Лансере для московского Казанского вокзала.
Во втором зале собраны произведения, исполненные в сыпучих техниках – пастели, угле, сангине. Среди самых «сложных» экспонатов – пастель «Портрет неизвестной» Ф. О’Коннель.
Третий зал посвящён реставрации акварели. Эта техника особо уязвима перед воздействием света, температуры и влаги. Изменение влажности вызывает деформацию, пребывание на свету ведёт к пожелтению бумаги и выгоранию пигментов и, как следствие, изменению колорита. Показательные примеры – акварель А.С. Каминского «Фонтан в Витербо», которой была возвращена утраченная насыщенность цвета.
Настоящим профессиональным вызовом для реставраторов стал, например, «Портрет Н.С. Гончаровой» работы М. Ларионова – коллаж, выполненный из весьма необычных материалов. Он включает в себя подлинные обои из квартиры художников, афиши спектаклей, фрагмент ткани, опилки и даже пряди волос героини. Практически из «руин» был возрожден редкий артефакт – исполненная в лубочном стиле коллажная работа неизвестного художника «Седобородый индус», богато украшенная золотой фольгой и стразами.
Куда пойти: Третьяковская галерея.
Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, д. 10.
Возраст: 6+.
* * *
Также в Третьяковке открылась выставка икон святителя Николая Угодника, епископа Мир Ликийских – одного из самых почитаемых и любимых святых на Руси. Святитель Николай считается и небесным покровителем Третьяковки – храм Николы в Толмачах стал неотъемлемой частью нашей галереи, а ныне в храме пребывает великая святыня – Владимирская икона Богоматери.
В состав выставки включены как известные шедевры, так и произведения, впервые показанные широкой публике. Среди них – раскрытая специально к выставке икона, написанная Тихоном Филатьевым для церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Голутвине (1691), а также житийный образ святителя Николая из собрания семьи Мамонтовых (начало XVI века) и икона Николы Можайского из частного собрания (конец XV века).
Куда пойти: Третьяковская галерея.
Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, д. 10.
Возраст: 6+.
* * *
Театр «Школа современной пьесы» представляет премьеру спектакля «Отщепенцы» по пьесе Александры Фоминой. Герои пьесы – юные оппозиционеры, протестующие против власти, которая кажется им жестокой и несправедливой. Они выходят на митинги, призывают к революции, разоблачают «кровавый режим», готовят и совершают теракты… Правда, в сегодняшних рассерженных молодых людях, готовых на всё во имя счастья народа, зритель видит народовольцев, взятых под стражу после покушения на царя Александра II Освободителя, – парадокс, но именно самый прогрессивный монарх, отменивший крепостное право, стал главной мишенью революционеров.
Куда пойти: Школа современной пьесы.
Адрес: Москва, Неглинная, 29, стр. 1.
Возраст: 16+.
* * *
В Московском театре юного зрителя 4 июня представляют премьеру спектакля Петра Шерешевского «Мария Стюарт» по исторической драме Фридриха Шиллера о последних трёх днях жизни Марии Стюарт, шотландской королевы, ставшей на долгие 19 лет пленницей английской королевы Елизаветы I. Обвинённая в убийстве мужа в 1568 году Стюарт бежала из Шотландии в Англию, ища спасения при дворе Елизаветы. Та, опасаясь претензий гостьи на собственную корону, отправила её в Шеффилдский замок, который стал для Мария Стюарт настоящей тюрьмой. В пьесе Шиллера королевы становятся соперницами не только за власть, но и за сердце мужчины: помочь узнице пытается влюблённый в неё фаворит Елизаветы Роберт Дадли, граф Лестер.
– Эта пьеса про то, как расчеловечивает власть, – говорит Пётр Шерешевский. – Шиллер пишет очень простую и жестокую историю о том, как убивают невинного человека, и единственное, что волнует его убийц: как убить и сохранить репутацию? На кого переложить вину? Зло в пьесе Шиллера торжествует, и при этом ещё и умудряется предстать невинностью, милосердием. И летят головы молчаливых соглашателей.
Куда пойти: Московский театр юного зрителя.
Адрес: Мамоновский пер., д. 10, стр. 1.
Возраст: 18+.
* * *
Самый популярный выставочный проект года – экспозиция-байопик «Виктор Цой. Путь героя» в Центральном Манеже – выходит на финишную прямую.
Напоминаем, что на выставке в 11 залах, выстроенных в Манеже на площади 3 тыс. кв. м, представлены гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет. Выставка закончится 21 июня – в день 60-летия Виктора Цоя. В этот день в Московском Манеже будет устроен флешмоб, в котором смогут принять участие более тысячи поклонников творчества группы «Кино», пришедшие на выставку со своими гитарами.
Куда пойти: Центральный Манеж.
Адрес: Москва, Манежная пл., д. 1.
Возраст: 18+.
* * *
31 мая в кинотеатре «Художественный» состоится торжественная церемония открытия форума «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», посвящённого 100-летию со дня образования СССР. Как можно догадаться, главной темой кинофорума станут сладостные воспоминания о тех славных днях, когда из союзного бюджета направлялись щедрые финансовые потоки на развитие в каждой советской республике своих киностудий с национально-ориентированным кино. И начинается программа кинофорума с продукции студии «Азербайджанфильм». В частности, зрители увидят уже основательно забытую советскую музыкальную комедию 1945 года «Аршин Мал Алан» о трудностях выбора невесты на Востоке, снятую по мотивам одноименной оперетты азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Что характерно, пьеса была впервые представлена в 1913 году в Петербурге, но явные «безыдейность» и «идеологическая бессодержательность» ничуть не смутили азербайджанских кинематографистов – в конце концов, в культурном багаже Азербайджана было не так много оперетт.
Куда пойти: Кинотеатр «Художественный».
Адрес: Москва, Арбатская площадь, д. 14, стр. 1.
Возраст: 16+.
* * *
В Москино начинается кинопрограмма «Крупный план: Пенелопа Крус», посвящённая любимой актрисе режиссёра Педро Альмодовара. Впрочем, Крус не забывает и о других светилах мировой режиссуры – например, не отказывается от приглашений сняться в романтических комедиях Вуди Аллена. Именно с картины Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» и начнётся программа. Дальше будет комедия «Римские каникулы», «Ма-Ма» Хулио Медема, ну и, конечно, картины Альмодовара.
Возраст: 18+.
* * *
С 3 по 6 июня 2022 года в самом центре российской столицы пройдёт книжный фестиваль «Красная площадь». Фестиваль откроется выступлением лауреатов Международного конкурса пианистов Grand Piano Competition, которые под руководством Дениса Мацуева исполнят один из шедевров фортепианной музыки – «Седьмую сонату» Сергея Прокофьева, отдавая дань 130-летию со дня рождения композитора. Другая знаковая дата фестиваля – 222-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Возраст: 12+.