Фото: Киселев Сергей / АГН "Москва"
Сразу стоит признать – охватить и постичь за одно посещение работы всех художников, находящихся в Третьяковской галерее, не под силу даже самому любопытному посетителю. Но это не значит, что не стоит начинать.
Для того, чтобы посещение музея было продуктивным и обогатило вас духовно, «Стол» поговорил с историками искусства, которые прекрасно ориентируются в обители художественных шедевров. Их рекомендации помогут вам найти точку отсчёта для погружения в непознанный мир искусства.
Александр Михайлович Копировский – искусствовед, кандидат педагогических наук и магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского института предупреждает: «Нельзя рекомендовать сразу что-то объёмное. Поэтому я выделил 12 произведений, каждое из которых предназначено для отдельного посещения. Вначале важно просто посмотреть на них, причём в любом порядке. И не нужно прежде читать что-то специальное о картине или скульптуре. Читать будете потом. Ведь даже если покажется, что вы всё знаете о произведении и его авторе, всё равно вы будете стоять перед тайной. О ней нужно спокойно размышлять, тогда она может открыться с неожиданной стороны. А осмысленное, неторопливое, самостоятельное посещение музея ради одной работы позволит гораздо лучше запомнить и её детали, и образ в целом. Потом вы о них будете думать дома и на улице, что-то новое открывая в них мысленно. И, наконец, приходить к ним уже как к старым знакомым, может быть, даже друзьям. А о своих друзьях читать всегда интересно».
12 картин для 12 походов в Третьяковскую галерею от Александра Копировского
1. Икона Владимирской Божией Матери (в храме свт. Николая в Толмачах при ГТГ)
2. «Святая Троица» Андрея Рублева
3. Федор Рокотов. «Портрет Струйской»
4. Орест Кипренский. «Портрет Пушкина»
5. Александр Иванов. «Явление Мессии» («Явление Христа народу»)
6. Иван Крамской. «Христос в пустыне»
7. Михаил Врубель. «Демон (сидящий)»
8. Василий Суриков. «Боярыня Морозова»
9. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
10. Илья Репин. «Портрет Мусоргского» (или Стрепетовой)
11. Исаак Левитан. «Над вечным покоем»
12. Валентин Серов. «Девочка с персиками».
***
Софья Горбачёва – историк искусства, сотрудник Третьяковской галереи замечает, что по мере прохождения залов у некоторых посетителей начинает теряться фокус внимания. Обычно в связи с этим советуют возвращаться в большие музеи несколько раз либо идти к конкретным художникам и интересующим периодам, либо выбирать определённые маршруты. Она предлагает сфокусироваться: «Основными точками станут христианские сюжеты, через призму которых можно понять, как менялось восприятие религиозного во второй половине XIX века в художественной среде».
Софья Горбачёва и её подборка картин на христианские сюжеты в Третьяковской галерее:
- Александр Иванов. Этюды к картине «Явление Христа народу». Зал 10
Эскиз А. Иванова «Явление Христа народу». Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Масштабную картину Иванова “Явление Христа” знают многие, и пройти мимо неё в залах Третьяковки практически невозможно. Она захватывает внимание молниеносно. Иванов работал над “Явлением” около 30 лет: окружившие его работы – это часть многолетнего поиска мотивов и образов, приоткрывающих завесу тайны, как работал мастер».
- Иван Крамской. «Христос в пустыне». 1872 год. Зал 20.
«Создать картину на христианский сюжет, соразмерную не только физическим, но и философским масштабам “Явления Христа” Иванова, стало одной из задач художников следующего поколения – передвижников. Иван Крамской, один из лидеров и идеологов этого движения, смог приблизиться к сакральной миссии предшественника в своей картине “Христос в пустыне”. Он изображает Христа в момент максимальной концентрации, где сложный мыслительный процесс о проблеме нравственного выбора сковывает всё тело – вплоть до рук, сжатых крепко в замок. В этом образе каждый может отрефлексировать состояние Христа, погружаясь вместе с ним в собственные мысли».
- Николай Ге. «Голгофа». 1893. Зал 31
Картина Н. Ге «Голгофа». Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Если Иван Крамской только частично приблизился к созданию более эмоционального и человеческого образа Христа, то Николай Ге совершил настоящую революцию – его Христос наделён сложными, порой противоречивыми человеческими эмоциями и чувствами. Перед “Голгофой” мы не рефлексируем как перед картиной Крамского “Христос в пустыне”: мы начинаем резонировать вместе с ожившим, будто бы вибрирующим перед нами произведением, поднимающим за счёт всей совокупности художественных приёмов вопросы о жизни и смерти”.
- Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Зал 32–34.
Хотя «Демон сидящий» был создан чуть раньше картины Николая Ге, он всё же принадлежит следующему этапу – символизму. В подобном восприятии, выходящим за традиционные рамки, Демон становится воплощением мечущегося Духа, который способен погрузиться в столь же сложные и философские мысли, что и Христос: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте). Михаил Врубель становится тем переходным мостом к новому веку, где художники продолжат осмыслять экзистенциальные темы, но уже в совершенно новых образах и техниках”.
***
Софья Шадрина – историк искусства, лектор, преподаватель, экскурсовод сделала свои предложения, с чего начать изучение Третьяковки.
- Исаак Левитан. «Над вечным покоем»
«Несмотря на то, что Левитана прежде всего считают реалистом, здесь он выходит за рамки передвижнического пейзажа. Манера тяготеет к плоскостности, где важен силуэт и контур, а сюжет рассматривает “отношение человеческого бытия к вечной жизни природы”, как писал искусствовед А. Фёдоров-Давыдов».
- Илья Репин. «Портрет композитора М. П. Мусоргского»
«Когда мы говорим о портрете как жанре, часто мы не отдаём себе отчёт в том, что не каждый портрет – изображение именно личности, а не профессии, статуса, некоего идеала или типажа. Репин один из первых в русском искусстве приходит к портрету-личности, психологическому портрету».
- Федор Рокотов. «Портрет А. П. Струйской»
«Рокотов, художник второй половины XVIII века, был чуть ли не первым, кто изменил правила игры в паре художник-заказчик. Теперь художник диктует условия, а лично к Рокотову выстраивается очередь за камерным портретом. В этом портрете Рокотов великолепно владеет кистью, мазком, где-то он сглажен и практически незаметен, но отсветы платья и морщинки под глазами выписаны практически графично».
- Валентин Серов. «Похищение Европы»
Картина В. Серова «Похищение Европы». Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Европа» воскрешает давно забытые воспоминания об архаической Греции. Вытянутое спокойное лицо, лёгкая улыбка, убранные в косы волосы и миндалевидные глаза. Всё остальное пространство – плоскостно, это именно тот переход к модерну, где работает линия, силуэт и пятно, а не объем, пластика, свет и воздух.