Россия моя! История

Автор «Стола» сходил со своими детьми в исторический парк «Россия – моя история» и рассказывает о том, какой народ куётся в этом выставочном пространстве

Фото: Максим Блинов,РИА Новости

Фото: Максим Блинов,РИА Новости

В исторический парк «Россия – моя история» я пошёл со своими детьми. Мне это интересно, поскольку я причастен и к журналистике, и к истории, и к музейному делу. Парк впечатляет: большие площади, много денег, обильно задействованы современные интерактивные технологии, для экспозиции обработан и представлен огромный массив данных, но ощущение тонкого яда не оставляло меня с первого фильма на старте выставки и до самого конца музейного пространства, когда цветовой фон неуловимо изменился от тёмно-красного на старте до бело-голубого на финише.

Я смотрел на детей. Что они поняли? Что увидели? Спроси у обычного школьника год крещения Руси или смысл битвы на Калке. Скажут навряд ли. Зато подчас дети уверены, что Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич жили в одно время с князем Владимиром. Не верите – спросите, я проверял. 

Выставка

Выставка "Россия - моя история" в Новосибирске. Фото: Александр Кряжев, РИА Новости

Да и взрослые тоже знают историю по тем же мультикам. В лучшем случае по фильмам. И, что особенно удручает, иностранного производства. «Это неприемлемо!» – видимо, решили авторы выставки. Уж им-то известно, как надо знать свою историю, и поэтому они построили в Екатеринбурге и других городах России сооружения с одинаковым названием «Россия – моя история». Ах, какой простор для игры с пунктуацией в этом названии! «Россия – моя история» – похоже на лозунг.  Честнее будет сказать о себе, о своём взгляде на историю – «Россия: моя версия истории». Ну или так: «Россия моя! История». Тот, кто придумал и построил всё это – человек с большими возможностями и немалым аппетитом. И всем уже давно известно, что инициатором и куратором программы этого выставочного строительства, а с ним и строительства новой национальной идентичности, выступил епископ Тихон (Шевкунов).

А людям нужно знать, кто они. Ещё лучше, если им это прямо скажут, без всяких сложностей и антропологических заморочек. И всегда найдётся тот, кто возьмёт на себе эту роль, крикнет: «Есть такая партия!», а там будь что будет. Музей в современном мире из кладовки старых вещей вырастает в полноценное средство массовой информации. А помните завет Ильича: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»? В соответствии с этим музейное пространство не индифферентно по отношению к посетителю. Вам любой современный музейщик скажет, что музей – это не выставка, а сценарий. И человек, проходя этот квест, меняется, поскольку доверяет этому пространству, а значит, подпускает его очень близко к своему сердцу. Знаете, может, это будет поэффективнее мультиков. 

Выставка

Выставка "Россия - моя история". Фото: Дмитрий Степанов, РИА Новости

А в чем-сценарий-то? Это несложно. Он весь изложен в презентационном ролике, с которого начинается экспозиция, а всё остальное – продолжение. Главное сообщение клипа (11 минут) – «Во всём виновата Америка, которая наживается за счёт бед России». Тут нет сомнений – наживается. И весь ХХ век так было. Это легко иллюстрируется цифрами и фактами. Но почему она в этом виновата? Ростовщический менталитет американского истеблишмента не вина, а факт. Интереснее другое: почему мы позволяем другим наживаться за наш счёт? Почему не меняемся? Это тоже нетрудно понять. Легче воевать с внешним врагом, чем менять себя. Это тоже факт, но и вина. Причём наша, а не Америки. А сценарий ведёт нас к тому, чтобы мы возненавидели тех, кто не мы. Потому что мы «можем повторить». Правда же?! У нас в Екатеринбурге школы приходят сюда классами, по разнарядке. Процесс становления идентичности набирает ход. Дети заряжаются «правильным» идеологическим зарядом и готовятся к … . Хотелось бы спросить того парня, который писал или давал задание написать сценарий этой экспозиции: «А когда ты накачаешь народ праведным гневом и он будет готов к войне – хотел бы ты жить в России вместе со своими детьми? Тебе действительно нужен народ, раздувшийся от самомнения?» Ровно 200 лет назад, в 1818, году нас в стране был очень похожий исторический проект. Его осуществил Николай Карамзин. Больше 10 лет он писал «Историю государства Российского».  Написал 12 томов и издал. Это был фурор. По словам Пушкина, «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Проект был похож по форме, но не по сути. Парки епископа Тихона приватизируют право на наше прошлое, а Карамзин возвратил русскую историю своему народу. Но есть и единство у этих двух проектов: они отвечают на самый острый вопрос сегодняшней повестки дня – вопрос о русском народе. В парке «Россия – моя история» предлагается свой ответ – миф о непрерывном русском сюжете, где Рюрик, Романов, Ленин, Сталин и Путин – это если не кровные родственники, то уж точно идейные соратники, блестяще скроенные по одному великому лекалу. 

Выставка

Выставка "Россия - моя история" в Новосибирске. Фото: Александр Кряжев, РИА Новости

А вы можете сами себе ответить на этот вопрос? Так, чтобы не пользоваться чужим рецептом. История ведь такое блюдо, которое надо готовить самому, иначе всю жизнь будешь есть из чужой тарелки. К сожалению, кто-то по-другому и не хочет. Ну или не может. А тем, кто хочет и может, вот в помощь вопросник. Где сейчас русский народ? Каковы его черты и надежды? Мы можем точно сказать, что народ был. Мы, и весь мир, помним великую русскую литературу, философию, культуру. Можем ли мы надеяться на освобождение русского народа от оккупации советским прошлым? Через что русское общество может обрести единство? Что для человека русского духа будет настоящим вдохновением? Будет здорово, если получится найти ответы не из общего политического котла, где варятся наши крылатые ракеты, космические достижения, Крым и победа в великой войне. Этого плова хватит лишь на митинги и демонстрации. Для изменения качества жизни человека, обретения живых связей между людьми и рождения народа из населения нужно что-то ещё.