Виртуальный мир, как сладкая выпечка на фоне брюквенной зимы, неизбежно вбирает в себя человека. Он хорош, безопасен, приятен (даже деньги теперь криптовые) – годится под замену суровым будням человечества. Пандемия усилила эффект замещения в разы. Но есть и побочные эффекты. Первой жертвой виртуальности пало общение.
Только вдумайтесь: ведь нам действительно наскучило договариваться о встрече друг с другом, спеша на другой конец столицы, ехать в офис на работу, коротая время в душных пробках. Зачем? Можно совместить полезное с полезным и провести несколько часов у экрана монитора на совещании, зато потом успеть сделать ещё несколько задач. Актёры театрального проекта «Арлекиниада» заставили остановиться, оглянуться и ощутить кожей реальность.
Реальность интереснее, чем мы думаем
«Как так вышло, что мы живём в мире, где у мёртвых персонажей личного мнения больше, чем у живущих, где оригинал картин намеренно уничтожается и вносится в цифровой блокчейн и продается как NFT», – задаётся вопросом актёр, в котором зритель может разглядеть великого нидерландского художника-постимпрессиониста. Благодаря исполнителю гений оживает перед зрительской аудиторией в красновато-коричневых лучах света. Словно сойдя с картины, он удивляется тому, как просто человечество готово променять неповторимую жизнь на её цифровую копию.
Как вы уже догадались, это Винсент Ван Гог. Однако имя беседующего с нами героя мы узнаем лишь в финале выступления. Зритель должен самостоятельно создать образ и разукрасить его, без помощи знаний, полученных из книг, фильмов или картин, а также предрассудков, которые появились в результате влияния общества. И вот в сознании аудитории уже рождается неповторимый мир реального персонажа.
Недаром художественный руководитель театра, актёр, режиссёр и писатель Вадим Демчог встречает зрителей словами: «Я рад приветствовать вас на территории за пределами глаз». Ведь само шоу в жанре stand up tragedy называется «Закрой глаза и смотри». Главное в спектакле, говорят актёры, не то, что показывают, а то, что чувствуется, ощущается и создаётся дуэтом творца и зрителя.
Мы сами творим свою реальность – не устают повторять участники театрального проекта, исследователи природы играющего сознания. Это актёры пытаются донести до аудитории с каждой своей работой. Понять собственную ответственность за победы и поражения, осознать свою мощь, силу и невероятный актёрский талант – основная задача зрителя на шоу. Просто так посмотреть и забыть не получится.
«За пределами глаз»
Может, читатель помнит передачу на «Серебряном дожде» «Фрэнки-шоу»? Дело в том, что спектакль «Закрой глаза и смотри» поставлен как раз по мотивам текстов Фрэнки. Всего за один вечер зритель может познакомиться с восемью легендарными личностями мировой истории: в том числе гениями, злодеями.
«Для меня “Закрой глаза и смотри” – это кладезь человеческих душ, – отмечает один из актёров театра Виктор Воронин. – Ты за один спектакль проживаешь настоящий пакет эволюции людей из разных культур, которые оказали влияние на изменение в мире своим творчеством, взглядами, мировоззрением».
Казалось бы, от такого количества историй, да ещё при отсутствии какого-либо театрального действия зритель должен быстро устать. На что смотреть? На сцене актёр в чёрном костюме с кипой белоснежных листов в руках. За ним музыканты. Из декораций только свет. Не иначе как симфонический концерт – скажут некоторые. Однако это настоящий спектакль. Правда, происходит он в воображении зрителей. А основным инструментом артиста служит так называемое зримое слово.
«Зрителей наконец-то выпустили на “сцену между своими ушами” и позволили сыграть самим. То есть раскрасить драматургию теми красками, какими им хочется, а мы только подбрасываем полешки в огонь. Сознание зрителя играет само», – кокетливо замечает художественный руководитель театра Вадим Демчог.
Необычный спектакль в жанре stand up tragedy появился 10 лет назад. Он стал вторым в репертуаре тогда ещё совсем молодого театрального проекта. К слову, первая постановка дала название театру, и основывалась она также на текстах великого Фрэнки.
«После яркой вакханалии, какой была “Арлекиниада”, маятник качнулся в другую сторону, у нас возникла мысль что-то сделать, не прикрываясь красочными масками. Поэтому появилась дерзкая идея убрать со сцены все, исключить возможность актёра спрятаться за что-либо, раздеть абсолютно. Конечно, в метафорическом смысле».
На «ЗГиС», как его сокращённо величают и актёры, и зрители, многие были десятки раз. Не потому, что фанаты стремятся заучить сценарий наизусть. В данном случае это сделать и не получится – сценария нет. Ведь спектакль никогда не повторяется.
В этот раз в сознании зрителей вихрем проносятся Астор Пьяцолла, маркиза де Помпадур, вещий Олег, Мария Магдалина, Людмила Гурченко и другие. Пожалуй, кроме этого вечера персонажи из разных эпох и стран могли встретиться разве что во сне.
Они опередили время
Но нам повезло, мы можем увидеть их воочию. Причём каждый нарисует своего Дали или Эйнштейна. Вот в луче прожектора появляется высокая блондинка в брючном костюме. И сразу же заявляет, в брюках должна быть только она. А вообще прежде женщины этот предмет одежды игнорировали. Она же привыкла разрушать правила. Ведь кому нужны неудобные, да к тому же чужие принципы и нормы. По залу проносится смех. А блондинка со сцены тут же с уверенностью добавляет: «Я не вписываюсь ни в один формат своего времени. Девочка-неформат».
Эти слова произносит актриса театра Кристина Ра в образе Коко Шанель. Но они резонируют и со спектаклем, о котором идёт речь, и с ней самой, как она признается позже. Кстати, как говорит Демчог, «каждый артист сам выбирает себе подходящий диагноз» в виде текста из библиотеки знаменитого Фрэнки либо пишет монолог самостоятельно. Получается своего рода исповедь или авторское высказывание о том, что его волнует.
Вадим Демчог признается, его мечта была вырастить актёра нового типа. Это не участник потребительского театра, «где есть зритель, который потребляет зрелище во вне. Основной целью было создать актёра, который выходит за пределы разделения на того, кто смотрит, и того, на что смотрят. Юнг называл это самостью». Иными словами, участники театра «Арлекиниада» создают спектакли, которые не отделяют зрителя от творца.
Почти все выходящие на сцену герои в той или иной мере опередили время. Так же как и создатели «ЗГиС». Только участникам театра повезло больше – у них есть много фанатов, которые понимают и ценят новацию в искусстве.
Кажется, аудитория устала от постановочного классического театра с объёмными декорациями, костюмами и большим количеством актёров. В антракте беседую с одним из зрителей. Это молодой человек тридцати лет. Неожиданно он заявляет, что раньше не понимал театр: действие, которое происходило на сцене, казалось карикатурным и нелепым. Здесь же всё предельно ясно, потому что историю придумываешь самостоятельно.
По словам худрука, изменение театральной формы – естественный цивилизационный процесс. «Сначала этому виду искусства в историческом контексте необходимо было разделиться на субъект и объект. Только так пространство могло полностью реализовать весь творческий потенциал. Но сейчас ощущается, что театр застрял в этой позиции. Ведь весь XX век прострочен уникальными поисками новаторов. И нам хочется идти дальше».
Вероятно, только проникая на глубину, в скрытые за семью печатями эмоции и чувства своих зрителей, участникам театра удаётся достучаться до своей аудитории. Иными словами, повлиять на жизни тех, кто не решается на изменения, боится или не видит выхода из сложившейся жизненной ситуации.
«Люди, которые приходят потребить наш театр (а мы все в культуре потребления выросли), не смогут найти глубину, которая в нём закодирована», – добавляет Демчог. «Мы хотим манифестировать полезность театрального искусства, потому что человек пришёл сюда не просто поразвлечься, но найти для себя что-то очень ценное».
Художественный руководитель театра уверен, что нынешнее время порождает спрос на подобный жанр в театральном искусстве. Потому что современный зритель, который лишён внешних раздражителей, в силу социальной обстановки находится в поиске внутренней опоры. Участники труппы стремятся помочь аудитории справиться с неуверенностью и страхом.
Интересно, что жанр этого спектакля как никогда отвечает запросу времени не только контекстом, но и формой. Мы давно рассуждаем о популярности разного рода лидеров мнений, понимая, что они обретают известность не просто так. Аудитории нужен тот, кто задаёт вектор направления, она хочет слышать собственное мнение, хочет видеть за маской человека. Жанр, сформулированный коллективом как stand up tragedy, позволяет удовлетворить этот зрительский запрос.
Лицом к лицу со страхом, живой музыкой и словом
Всего за 3 часа юбилейного спектакля актёры и музыканты заставили зрителей перевести фокус внутрь себя, разглядеть собственные боли, а возможно, и найти выход из сложных жизненных ситуаций через биографии известных личностей. Этот спектакль, или даже больше – театральный перфоманс, высвобождает зрительские эмоции, просвещает и воспитывает.
«У “Закрой глаза и смотри” уже есть своя традиция: дети ведут на него родителей, родители – детей, родственников, друзей, близких. Молодые люди назначают свидания девушкам, приводя их на наш спектакль», – отмечают в театре. Таким образом, зрители имеют возможность посмотреть на свою вторую половинку «без маски».
«Часто нам приходят отзывы, что, приведя супруга или супругу на спектакль, люди в первый раз за 10–15 лет сидели до утра на кухне, обсуждая сперва увиденное, а после – беседуя о себе самих, друг друге и об отношениях, ценностях любви и любимого дела, как в первые месяцы знакомства. Будто не было этого морока “привычки” и “засыпания”. Впервые за долгое время люди начинают видеть и слышать друг друга. Честно говоря, мы и мечтать не могли о таком эффекте, но неизменно радуемся ему», – добавляют актёры.
Стоит отметить, что помимо живых эмоций в этот раз зрители смогли почувствовать силу живой симфонической музыки. Юбилейный спектакль «Закрой глаза и смотри» прошёл в сопровождении камерного оркестра. Кстати, он был собран специально для шоу. Перед выходом на сцену музыканты встречались лишь несколько раз. Несмотря на это, им удалось создать атмосферу то Аргентины второй половины XX века, Израиля первого века нашей эры или Древней Руси.
«Это фантастически, когда музыка, которую я писал, которая существовала только в фортепианном варианте или в исполнении электронного оркестра, играется живыми музыкантами. Это ни с чем не сравнимая подача. Тем более что некоторые аранжировки нам приходилось делать буквально на ходу. Что-то придумывалось в такси, по пути на репетиции, писалось дома ночами. И вот зритель может путешествовать сразу по нескольким эпохам», – говорит композитор спектакля, мультиинструменталист Николай Иншаков.
Вечер прошёл с оглушительным успехом, в зале не было ни одного свободного места. А в финале аудитория не отпускала актёров и музыкантов со сцены в течение двадцати минут. Теперь спектакли такого масштаба театр «Арлекиниада» планирует проводить как минимум несколько раз в год. Как видно, запрос есть, каждый зритель хочет оказаться на «сцене между своих ушей» и самостоятельно сыграть таких разных персонажей.