Действительно ли фильмов нет в доступе?
На портале «Кинопоиск» указанные в СМИ картины «Друзья», «1+1», «Интерстеллар», «Властелин колец», «Маска», бразильский сериал «Клон» действительно оказались недоступны.
В «Кинопоиске так же недоступны сериалы «Отбросы», «Почему женщины убивают» (первый сезон), «Теория большого взрыва», «Сплетница», «В поле зрения», недоступен японский мультфильм «Твоё имя», а также фильм с Джаредом Лето «Лига справедливости Зака Снайдера».
При этом сервис добавляет классику: «Метрополис» Фрица Ланга, «Паровоз Генерал» с Бастером Китоном.
На вопрос, что происходит с контентом, администраторы «Кинопоиска» отвечают так: «У нас закончились права на трансляцию этого сериала/фильма, поэтому он ушёл с сервиса. Постараемся вернуть, но пока не можем ничего обещать».
Би-би-си прекратил лицензирование контента в России, и эта новость сразу же отозвалась на «Кинопоиске»: пропали сериалы: «Улица потрошителя», «Мисс Марпл», «Война и мир», «Гордость и предубеждение», но другая часть сериалов Би-би-си пока остаётся доступной.
В онлайн-кинотеатре IVI удалённые из «Кинопоиска» «1+1», «Друзья», «Интерстеллар» доступны, однако с другими картинами так же проблемы. Пропал сериал «Постучись в мою дверь», снятый в 2021 году, американский комедийный мультсериал «Американский папаша», обе части фильма «Оно», а также фильмы «Офелия», «Гойя» и даже «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» с Василием Ливановым. Также с IVI по соглашению правообладателей ушёл канал Paramount Comedy.
Ещё один крупнейший онлайн-кинотеатр страны тоже терпит убытки. Мало того что приложение Okko TV исчезло из App Store, так ещё и сериалы «Секретные материалы», «Миллиарды», «Хорошая жена», «Беспринципные» и фильм «Дюнкерк» больше недоступен пользователям. Теперь онлайн-кинотеатр не пишет дату выхода новых серий сериалов, поскольку её не даёт правообладатель.
Okko тоже отвечает клиентам, что продолжает бороться за свой контент: «У нас закончились права на показ сериала/фильма. Уже стараемся вновь их получить”.
Какие-то кинотеатры, например Amediateka, не имеют в своей видеотеке картин «1+1», «Друзья», «Интерстеллар», однако показывают новинки 2022 года. Вышел 4-й сезон «Мира Дикого Запада», новые серии «Времени побеждать» и главная новинка лета – приквел «Игры престолов» «Дом Дракона». Представители кинотеатра никак не комментируют, как им удалось достичь такого успеха, но понятно, что получить сейчас такие новинки – скорее везение и исключение, чем правило.
В чём проблема?
С момента введения санкций, когда под раздачу попали и онлайн-кинотеатры, и в целом вся отрасль культуры, говорилось о том, что на российский рынок не будут поступать новые картины. Во-первых, потому что есть политическое основание – санкции, то есть компании просто ушли с российского рынка, а во-вторых, есть экономическая причина – зарубежным партнёрам надо как-то платить, а сделать это в рублях сложно.
По этим причинам многие картины пропали ещё с апреля, но теперь, когда перестают появляться новые и пропадают те, которые часто пересматриваются, проблема получила наконец широкую огласку.
Максим Русланов, киноэксперт, автор канала «Кино наизнанку», отмечает, что лицензия на прокат выдаётся на определённый срок, он может быть продлён или прекращён по ряду причин, в том числе если правообладатель не получает нужную прибыль. То есть по факту нет никакой гарантии, что завтра очередной правообладатель не откажется от пролонгирования контракта с российский стриминговым сервисом или просто не даст новые выпуски серий.
Как было раньше и что существенно изменилось?
«Репертуарный отдел киносетей просматривает доступные для проката новинки, отправляет запрос на показ тех или иных фильмов, заключает необходимые договоры, прокатчики высылают копию фильма (диск или ссылку), которые бывают недоступны для скачивания без специального кода, он выдаётся только в день премьеры, – рассказывает режиссёр и учредитель Центра короткометражного кино “Мотор” Дарья Хомякова о том, как в идеале происходит покупка зарубежных фильмов. – Также высылаются меморандум и копия прокатного удостоверения. Кинотеатр не имеет права, а иногда и технической возможности показывать или хранить фильм у себя дольше оговоренного с прокатчиком срока». Эксперт отмечает, что картину могут не показывать, потому что интерес к ней угас или киносеть не считает, что на неё пойдут, но сейчас, предположительно, хватаются за любой доступный новый зарубежный фильм.
То есть фактически изменилось главное: в российском прокате больше не работают экономические правила спроса и предложений – работают по принципу доступного.
Как всё может разрешиться?
Скорее всего, пользователи продолжат испытывать неудобства и неизбежно останутся без определённой части контента. Однако фильмы и сериалы пропадают достаточно хаотично, поэтому то, чего нет в одном онлайн-кинотеатре, иногда можно найти в другом. Но и это не спасает ситуацию – ведь для этого нужно иметь подписки на все онлайн-кинотеатры.
Эксцентричным и сомнительным с этической точки зрения решением этой проблемы может стать законопроект о принудительном лицензировании, который внесли в Государственную Думу в середине августа. Это возможность принудительно «приземлить» компанию, если представители «недружественных стран» не хотят давать лицензию на кино, поясняют в комитете по культуре ГД. Депутаты отмечают, что принудительное лицензирование будет возмездным, то есть правообладатели продолжат получать денежные средства от российских платформ.
При этом мотивы оплаты очень корыстные: отмечается, что платить готовы «за вражеское только потому, что, если национализировать зарубежный контент и раздавать бесплатно, на фоне бесплатного не будут покупать отечественное», которое, конечно, останется для российских пользователей платным.
В Госдуме не скрывают, что решение «приземлить» зарубежных правообладателей принято именно с той целью, чтобы не лишить онлайн-кинотеатры доходов. Также чиновники признают опасения, что повальный отзыв лицензий приведёт к росту пиратского контента в стране и откату на десятилетия назад в вопросе защиты интеллектуальной собственности.