Усвоить эту мысль непросто и взрослому человеку – что уж говорить о детях, чьё воспитание часто строится на системе наказаний и поощрений, и есть уверенность, что каждый твой поступок обязательно будет учтён. Понять, что жизнь не схема, ребёнку поможет «Русалочка» – одна из известнейших сказок Ганса-Кристиана Андерсена. Судьба популярных сказочных сюжетов – иметь бесконечное множество вариаций. Они пересказываются и адаптируются такое бесчисленное количество раз, что мало кто может вспомнить, что же там в оригинале. Такая судьба постигла и «Русалочку». Казалось бы, русалочку знает каждый ребёнок, но у большинства, благодаря Диснею, это слово ассоциируется с весёлой рыжеволосой Ариэль, её многочисленной свитой из рыб и крабов и счастливым хэппи-эндом с принцем. В то время как одноимённая сказка Андерсена – это трагическая история о бессмысленном, на первый взгляд, самопожертвовании и безответной любви. Русалочка живёт на морском дне вместе с пятью сёстрами, отцом – морским царём и бабушкой. Она самая младшая из сестёр, и автор всячески подчёркивает её непохожесть на них. «Странное дитя была эта русалочка: такая тихая, задумчивая… Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля». Перед нами типичная романтическая героиня – задумчивая, мечтательная, непохожая на других, уверенная, что где-то есть другая, более подходящая для неё жизнь. Только если для большинства романтических героинь другой мир – это что-то метафорическое, то для русалочки – буквальное. Она мечтает о земле. Русалочка с удовольствием слушает бабушку, которая знает много земных историй, и с нетерпением ждёт своего пятнадцатилетия – возраста, по достижении которого русалочкам разрешено подниматься на поверхность.
Другие сёстры тоже хотят увидеть землю и ждут заветного возраста, но для них это лишь интерес, и удовлетворив его, они спокойно возвращаются на дно и продолжают обычную жизнь. Для младшей же русалочки земля становится настоящей одержимостью. Поднимаясь из морских глубин, она уже готова очароваться, и она очаровывается, хотя не видит ничего из того, о чём рассказывали её сёстры – ни пламенного заката, ни вечернего города, полного огней, ни огромных айсбергов. Она становится свидетельницей праздника на корабле и, конечно же, влюбляется в главного героя этого праздника – прекрасного принца. Возможно, эта любовь не стала бы столь трагичной, если бы не внезапно налетевшая буря. Она топит корабль и чуть было не уносит на дно принца, но русалочка самоотверженно бросается ему на помощь. Однако её подвиг остаётся неоценён. Русалочка не может показаться людям, поэтому принц так и не узнает, кому он обязан своим спасением. После этого тихая и задумчивая русалочка становится ещё тише и задумчивее и всё чаще мыслями уносится далеко от дома – наверх, к людям.
Её стремление – это действительно путь к чему-то лучшему. Андерсен, известный своими глубоко христианскими взглядами, подчёркивает, что главное различие между людьми и жителями морского дна – это отнюдь не наличие хвоста у последних, а бессмертная душа у первых. «Мы живём триста лет, но когда нам приходит конец, нас не хоронят среди близких, у нас нет даже могил, мы просто превращаемся в морскую пену. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем; мы – как тростник: вырвешь его с корнем, и он не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живёт вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо, прямо к мерцающим звёздам! Как мы можем подняться со дна морского и увидать землю, где живут люди, так и они могут подняться после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!» Но путь к лучшей жизни не бывает простым. Русалочка может стать человеком и получить бессмертную душу только при одном условии – если человек её полюбит. И за эту попытку, которая может и не увенчаться успехом, ей нужно дорого заплатить – отдать свой чудесный голос, самое дорогое, что у неё есть, и всю жизнь терпеть ужасную боль, которую будет приносить каждый шаг. Русалочка самоотверженно идёт на это. Она добра, молода, привлекательна, её движения очаровывают, так что есть все шансы, что принц влюбится и русалочка обретёт человеческое счастье и бессмертную душу. Наверняка практически каждый читатель ей искренне этого желает, ведь такой исход был бы достойной платой за все принесённые жертвы. Но, увы, русалочка вызывает у принца очень тёплые, но лишь братские чувства. Его сердце отдано таинственной красавице, которую он видел всего раз в жизни. Это ужасно несправедливо, ведь принц думает, что именно она спасла его от смерти во время бури. На самом деле, она всего лишь обнаружила его лежащим на берегу, куда его вынесла русалочка, и позвала на помощь. Но образ девушки навсегда запечатлелся в душе принца, и он не мог полюбить никого другого, хоть и не мечтал когда-нибудь снова встретить свою красавицу. По иронии судьбы встречает он её именно тогда, когда в его жизни уже появилась русалочка. И она должна стать свидетельницей этой снова вспыхнувшей любви и красивой свадьбы. А правду о своём спасении и принесённых русалочкой жертвах принц так никогда и не узнал. Изменилось бы что-нибудь, если бы он узнал? Возможно. Помимо любви человеком движет множество чувств – жалость, долг, благодарность… Но вряд ли такая подмена могла бы обмануть русалочью природу. Да и саму её наверняка не устроила бы жизнь с человеком, который её не любит. Разве для этого она прошла такой сложный путь? Принц женится на любимой девушке, и русалочка должна превратиться в морскую пену – без прошлого, без будущего, без чувств и без вечной жизни. Сёстры пытаются её спасти – если русалочка убьёт принца, она сможет снова вернуться на дно, к своей прошлой жизни, к своей семье. Но на чужом несчастье своего счастья не построишь, и русалочка приносит свою последнюю жертву – выбрасывает нож в море, окончательно отрезая себе путь домой. Но, вопреки ожиданиям, она не становится бездушной морской пеной. Андерсен не смог так жестоко поступить со своей героиней и дал ей шанс на спасение. После смерти русалочка присоединяется к «дочерям воздуха». «У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумлённого воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несём людям исцеление и отраду. Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!»
«Русалочка» – это своеобразная прививка если не от разочарований, то хотя бы от излишних ожиданий. Её история показывает, что если ты принёс всего себя в жертву другому человеку, не факт, что тебя отблагодарят, а может и вообще не заметят твой порыв. И уж тем более другой человек ничего тебе взамен не должен. Твоя жертва – твоё дело. Скольких слёз и разочарований можно избежать, особенно в юности, если запомнить эту простую мысль. Но, видимо, для того, чтобы она работала, её нужно постичь на собственном опыте. Правда, по мнению Андерсена, в истории русалочки всё не так уж печально. Да, земного счастья она не обретает. Зато получает надежду на вечную жизнь. Если для обыденного, земного мира её жертва оказалась лишней, то для Бога доброе намерение не может остаться незамеченным и обязательно будет вознаграждено.