Дорога к Пушкину – дорога к новому золотому веку

Художник, иллюстратор детских книг и один из основателей музея «Дорога к Пушкину» Борис Диодоров считает, что в российской культуре золотой век можно и нужно возрождать

Фото: doroga-k-pushkinu.ru

Фото: doroga-k-pushkinu.ru

– Борис Аркадьевич, вы говорите о возрождении золотого века. Что вы под ним понимаете?

– Пушкин является одним из основателей этой чудесной поры культурного и духовного развития нашей страны. Тогда царила идея единения, отношения между людьми выстраивались искренние, не было ни одной равнодушной человеческой души. Ведь в золотом веке не существовало такого понятия и явления, как олигарх. Вместо них были меценаты, которые от своих доходов отдавали десятину, чтобы оплатить грех сребролюбия. Раньше все были верующими людьми, поэтому помогали развитию культуры и церкви. Я считаю, что необходимо воссоздавать историю для сегодняшних и будущих поколений. Тогда у нас не будет равнодушия в сердцах.

– Как вы считаете, под силу нам будет возродить такое уникальное время?

– Конечно, под силу. Необходимо просто верить в Бога и много трудиться. Перестать думать о прибыли и наживе, прививать нашим детям любовь к делу и ремеслу, к истории и культуре. Ведь нам есть чем гордиться. У нас хорошая, добрая история. Конечно, в ней очень много неизвестных фактов. Но ведь в наших силах это исправить, «излечить».

– Как мы можем это сделать? И, на ваш взгляд, с какого возраста необходимо начинать проводить с детьми основную работу, со школы?

– Нет, это нужно не со школы начинать, а с рождения. Душа – то, что непримиримо в человеке. До трёх лет он всё впитывает, как губка, хотя многого ещё не понимает.

Дело в том, что его душа уже тогда накапливает разный опыт: и плохой, и хороший. Недаром же такие психологи, как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, определили возраст созревания личности человека именно три года. То есть до этого момента в ребёнка можно многое заложить. Почему важно с раннего детства знакомить его со своей профессией? Ведь что самое ценное и дорогое может отдать родитель ребёнку? Конечно, любимое дело. Мне так привили любовь к книге, графике, живописи и музейному искусству. Я в четыре года уже работал «профессионально».

Борис Диодоров. Фото: Svklimkin/Wikipedia
Борис Диодоров. Фото: Svklimkin/Wikipedia

– Вы имеете в виду помощь родителям? Выполняли какие-то поручения?

– Я получил свою первую зарплату в четыре года. Мой отец, Аркадий Леонидович Диодоров, был художником. Он оформлял музеи, писал тексты – прекрасно владел шрифтами. В 1938 году отец с группой художников получил правительственный заказ. Тогда создавался Музей революции. Чтобы я, четырёхлетний, во дворе не пропадал, я помогал родителям в оформлении, заполнял краской детали на рамах. Однажды после работы мы пришли домой, папа раскрыл бумажник и дал мне 30 рублей. Там была красивая красного цвета купюра с Лениным. Я удивился, а он говорит мне, что я их заработал. Потому что все, кто там трудится, получают вознаграждение от государства. По совету тёти мы с родителями пошли в магазин и купили конфет, которые потом раздали моим друзьям во дворе. Это были уникальные переживания, потому что ни у меня, ни у других детей прежде такого в жизни не было. Но всё равно я не полюбил деньги.

– Получается, что такими поручениями родители привили любовь не только к искусству, но и к выставочным экспозициям. Ведь вы выросли в музее.

– Да, я там пропадал с полутора лет. Это очень важно. У нынешних управленцев в сфере культуры и искусства нет музейного воспитания и опыта работы на выставках с маленькими детьми.

– Можно сказать, что знакомство с музеем в столь раннем возрасте стало для вас судьбоносным. Вы являетесь одним из создателей музея «Дорога к Пушкину». Как возникла идея рождения этого места?

– В 1975 году мы с супругой, Кариной Степановной Филипповой-Диодоровой, оказались на Верхневолжье. Приехав в эти места, я влюбился. Сюда сразу вернулось моё детство, и я понял, что хочу здесь остаться. Мы купили плохонький домик в лучшем месте на изгибе Волги, где жили с весны до осени, куда часто ездили из Москвы по разбитой дороге. Уже тогда на углу Погорелого Городища мы видели огромный щит с профилем Пушкина, но никто не знал, в честь чего он установлен. Тогда существовали лишь легенды о посещении писателем этих мест. Позже, когда мы познакомились с историком, краеведом  и писателем Сергеем Кутейниковым, который, заинтересовавшись историей дороги Пушкина, собрал неоспоримые данные и доказал посещение писателем Погорелого Городища, мы были просто поражены. Оказывается, в 1617 году предок Александра Сергеевича, воевода Гавриил Пушкин, по приказу царя Михаила Фёдоровича сжег острог вместе с домами, чтобы польским войскам, которые шли на Москву, негде было квартироваться. Об этом Пушкин позже написал Николаю Раевскому в письме: «Мой предок был всем, чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотой, которую я нашёл в Погореловом Городище».  Эти строчки напрямую доказывают, что Александр Сергеевич посещал эти места. Здесь он написал главу «Бориса Годунова» «Корчма на Литовской границе», а ещё стихотворение «Зимняя дорога». Представляете, как интересно это место для воспитания любви будущих поколений к истории родного края! Очень важно, что это единственный музей, который оказался на дороге Москва – Погорелое Городище – Михайловское – Санкт-Петербург. Я думаю, что это один из посылов нам от Богова спасения. Я не боюсь назвать эти слова, потому что уверен, что Россия была, есть и будет великой культурной страной. 

– Сейчас музей находится в Зубцове, в районном центре, и в самом Погорелом Городище. Какое здание открылось для посетителей первым?

– Мы открыли музей в 2016 году. Сначала в самом Погорелом Городище, а потом, когда получили юридический статус и возможность аренды, то большую часть экспозиции разместили в особняке XIX века в Зубцове на площади 140 квадратных метров. Раньше это было здание казначейства, поэтому во многих комнатах сохранились сейфы. Собственно, уникальные экспонаты, которые нам удалось собрать, мы назвали «Алмазный фонд». Сейчас снова возникла проблема размещения экспозиции. Предметов стало так много, что помещений для их хранения и выставления недостаточно.

Фото: doroga-k-pushkinu.ru
Фото: doroga-k-pushkinu.ru

– Сколько всего экспонатов в фонде музея «Дорога к Пушкину»?

– Сейчас в коллекции музея порядка трёх тысяч экспонатов, хотя изначально их было лишь триста. Поскольку по завещанию мы владели большой коллекцией мебели, картин, гравюр и посуды пушкинского времени советской народной артистки, ученицы Константина Станиславского Софьи Пилявской, мы передали её музею. Наши друзья (например, историк моды Саша Васильев, семья народного артиста Петра Глебова) отдали в дар большое количество раритетов. Сейчас около трёх сотен фамилий созидателей, вложивших в создание экспозиции и музейного фонда коллекции, средства, а главное – душу.

– Почему вы решились на создание музея «Дорога к Пушкину»?

– Как музейщики и литераторы мы не могли не сделать этого. Мы оказались на переднем краю созидания. Пушкин – современный поэт, потому что других авторов рядом нет. А мы его всё открываем, открываем, утверждаемся, проживаем новые времена опять им и учимся быть чистыми, любящими правду и красоту. Все идеалы и пороки смыкаются на нём. Можно сказать про Пушкина, что он «живее всех живых». Я посчитал, что «если не мы с женой Кариной Степановной Филипповой-Диодоровой, то кто же». Конечно, тогда мы, творцы, ещё не знали, что нам придётся столкнуться с неприятием исполнительной власти.

– Вы говорите о том, что государство не помогает? Но ведь музей изначально создавался как частный.

– Музей Пушкина не может быть частным музеем! Он создавался как частный только лишь для того, чтобы собрать коллекцию. Потому что если бы он был филиалом государственного музея, ему бы ничего не досталось. Наш музей уже на второй день после своего рождения был народным. Потому что мы сразу подключили большое количество неравнодушных людей. Поэтому за будущее центра я не переживаю, со мной великие люди, которые понимают, что Погорелое Городище и то, что обнаружили в процессе создания этого музея (количество экспонатов, число ранее неизвестных страниц истории), – национальное достояние, одна из ярчайших страниц нашего прошлого. Поэтому этот музей должен развиваться не с целью обслуживания сферы туризма, но возрождения настоящей глубокой культуры, правды и истории, любви к Отечеству.

– Собрав коллекцию музея, вы решили передать его государству. Что отвечают представители исполнительной власти?

– Конечно, потому что это достояние истории и культуры, этот  музей, повторюсь, должен быть государственным музеем. Наше общение с аппаратом Министра культуры Ольгой Любимовой, с советником президента по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким началось в 2020 году. Но во всех письмах нам отвечали, что выделяют большие средства на поддержку частных музеев. Кроме того, отчитываются в выделении финансирования на подготовку к празднованию юбилея Пушкина в 2024 году, согласно Указу президента. И это вместо создания нового музея, истории, ведь сто лет не появлялось таких музеев.

– Сейчас вы оплачиваете все работы в музее на собственные средства?

– Да, я оплачиваю аренду. Потому что это не выкупленная площадь (помещение музея), а арендованная. Пенсия небольшая, но я плачу. Правда, пришлось продать мастерскую, чтобы были средства на содержание. Поэтому со всеми своими работами теперь приходятся ютиться в этом небольшом помещении (в квартире). Правда, конечно, денег на обслуживание музея хватает. По совету многих, мы решили организовать фонд и объявили сбор средств. Вспомните появление храма Христа Спасителя в Москве, созданного и восстановленного народом. Я думаю, мы можем объединиться и так же построить комплекс «Дорога к Пушкину». Тем более что осталось сделать совсем немного. В списке у нас уже несколько сотен жертвователей. Нужно набрать миллион. Поэтому время имеет принципиальное значение. У нас и строители, исполнители, все есть. Если органы власти помогут, мы быстро всё построим. Потому что мы же говорим не только о благотворителях, но и об инвесторах. 

Фото: doroga-k-pushkinu.ru
Фото: doroga-k-pushkinu.ru

– Что планируется построить? Вы хотите организовать для музея новое пространство?

– Конечно, потому что «Дорога к Пушкину» – не просто музей, а целый комплекс, рассчитанный не только на туристов, а на проведение работ, на хранение предметов культуры и искусства, раритетов. Как я уже говорил, у нас быстроразвивающийся музей и с научной, и с материальной точки зрения. Только именных библиотек восемь штук. Это всё лежит и ждёт нормального дома, которого достоин Александр Сергеевич, явившись к нам во спасение. Проект делал заслуженный архитектор России, мой друг Алексей Куренной, который отреставрировал весь центр столицы. А теперь он оказал честь и разработал замечательный план для царского села «Погорелое Городище». Я не случайно так назвал это место, потому что герб с короной, как известно, населённому пункту присвоил царь Александр I. Хотя сейчас об этом даже местные не помнят. История нам оставила два особняка XIX столетия, в которых был Пушкин. Гениальное решение Куренного состоит в том, чтобы соединить эти старинные здания сквозным проходом. Таким образом, в одном доме будет только пушкинская среда с интерьерами его эпохи, а в противоположном здании – помещение для творчества друзей Пушкина. Пространство между особняками планируется заполнить рабочими площадками для хранения коллекций, сменных выставок, тематических знакомств с деятелями культуры и искусства. Такой практичный и эстетичный комплекс. На фасаде будут письмена и рисунки Пушкина. Это царское село готово стать доминантой на великой дороге.

– В какую сумму обойдётся строительство этого комплекса?

– Построить это недолго и не так дорого. Триста миллионов – это всё, с экспозицией. Однако нужно помнить, что это не просто музей для туристов, это настоящее рабочее пространство, которое объединит многие вещи, выраженные в литературе Александром Сергеевичем. Здесь всё сошлось, чтобы быть великим местом на дороге к Пушкину.

– Что для вас значит создание теперь уже не просто музейного пространства, а такого комплекса?

– Я считаю это своим долгом. Даже когда я получал награду от президента, поблагодарил его прежде всего за промысел Божий, потому что иначе назвать так своевременно поступившую помощь на поддержку нашего музея, который родился так неожиданно, не могу (все средства с премии пошли на содержание музея «Дорога к Пушкину»). Ведь основная цель человека – созидать. Ещё бизнес сейчас всех с толку сбил, потому что считается, что если много зарабатываешь – хорошо работаешь. Но такая деятельность кроме финансовой прибыли ничего не принесёт. Поэтому многие творцы не ставят перед собой задачу получить гонорар. Как только такая мысль появляется, начинаешь торопиться, приканчивать, иначе говоря. А ты как творец должен прожить. Например, я Андерсена делал для парижского издания более двадцати лет. Это всего-навсего три сказки. Когда человек работает не за деньги, он не спешит, он «рождает», как требует того «эмбрион». Ведь возможность писать – это от Бога. Именно этим мы отличаемся от животного. Не богатством. И те люди, которые сейчас в списке жертвователей музея, это понимают. Поэтому давайте, народ, проснитесь. И оформим вклад в культурное наследие своими фамилиями. Мы привнесём свой кирпичик. Я уверен, что за мной остаётся много людей, которые не бросят это дело, для которых это долг перед теми, кто любит Россию не на словах.

Для всех желающих помочь в устроении нового музейного пространства, реквизиты можно найти здесь

Читайте также