Кадр из сериала "Монастырь". Фото: Кинокомпания "Лунапарк"
В принципе, сюжет «блудница ищет спасения в храме» далеко не нов. Можно вспомнить про Марию Магдалину или Марию Египетскую. Или, например, старый голливудский фильм «Действуй, сестра!» с Вупи Голдберг.
Или же недавний «Непослушник», кассовый успех которого, судя по всему, и стал источником вдохновения для молодого актёра, режиссёра и сценариста Александра Молочникова, прежде известного в узких кругах лишь по своим работам в театре.
В самом деле, ни одна другая тема не соберёт сегодня столько хайпа и зрителей, как комедия на тему «православия головного мозга», особенно если этот мозг будет принадлежать блогеру Насте Ивлеевой, имеющей многомиллионную аудиторию поклонников. Тут зрительский успех обеспечен – хоть с прокатным удостоверением Минкульта, хоть без.
Итак, блогер Настя Ивлеева со знанием дела играет роль московской тусовщицы Маши, привыкшей жить в моменте, то есть за чужой счёт. В частности, за счёт своей подруги – жены олигарха и мафиози, у которой она гостит то ли в Египте, то ли в ОАЭ и периодически устраивает пьяные загулы, испытывая терпение местных жителей. Очередной загул заканчивается наркотиками и групповым сексом с тусовщиками-сёрферами, причём все пикантные подробности в режиме онлайн-трансляции тут же сливаются в сеть.
Вскоре штатные киллеры олигарха жестоко наказывают сёрферов, а вот ушлая Ивлеева прячется где-то в Поволжской глубинке. И в темноте она совершенно случайно прибегает в монастырь – в мужской, разумеется. То есть происходит символическое грехопадение героини – из рая для тусовщиков она через чистилище аэропорта падает на самое дно, в самое средневековье – в темную, скрепную и отсталую Россию. Причём падает в буквальном смысле: монахи находят её лежащее тело, распростёртое на булыжной мостовой, у ворот монастыря. Здесь, конечно, вспоминается предание о Марии Египетской, которая из-за грехов не смогла войти в храм, но современную Марию Эмиратскую братия сама вносит в стены обители, после чего та довольно быстро приходит в себя и начинает бодро искушать монахов.
* * *
Сама православная церковь в сериале представлена очень символично – в виде двух полюсов силы.
Первый полюс – это деспотичная и авторитарная матушка, игуменья монастыря, в который героиня Ивлеевой попадает трудницей (то есть добровольной помощницей по хозяйству). Она будто списана с Матушки из книги Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы», которая словно написана по заказу «Союза воинствующих безбожников».
Другой полюс – отец Варсонофий. Харизматичный игумен мужского монастыря, заботливый отец, мудрый наставник и опытный психолог, настоящий подвижник и чудотворец с непростой семейной историей, обладающий к тому же и навыками рукопашного боя на уровне шаолиньского монаха. Прямо не батюшка, а «несвятой святой» из мемуаров митрополита Тихона Шевкунова.
А между ними – тёмная масса «скрепных» верующих и тёмного русского люда.
Симпатии зрителя, разумеется, на стороне отца Варсонофия, образ которого выведен не менее карикатурно, чем матушка-игуменья. Но неискушённые зрители этого не замечают – он же положительный герой! И завистливо вздыхают: эх, если бы в нашей церкви действительно были бы такие батюшки-чудотворцы, то мы бы туда почаще бы заходили!..
Именно в поисках таких харизматичных батюшек сейчас и приходят в церковь люди. Сделайте нам красиво, а мы – так уж и быть! – свечку Богородице поставим. И либо уходят, разочарованные от несоответствия реалий жизни киношным штампам, либо попадаются на удочку таких мошенников, как отлучённый от церкви и осуждённый светским судом схиигумен Сергий Романов.
Но в сериале нет ни слова, что жизнь в церкви зависит не столько от харизматичности батюшек, сколько от стремления каждого христианина лично следовать за Христом и строить свою жизнь по воле Божьей. Тогда в жизни будет место и чудесам.
* * *
Каково же личное отношение героев к Богу?
Но в том-то и дело, что Его присутствие в «Монастыре» никак не выражено. И отец Варсонофий, и матушка-игуменья прекрасно живут без Его помощи.
Так что нет ничего удивительного, что и героиня Ивлеевой своё появление в монастыре воспринимает без малейших признаков рефлексии.
Какой знак свыше?! Какое покаяние?!
Это же она жертва обстоятельств и распоясавшегося олигарха, это же ей все кругом должны!
Да и перед кем каяться-то?! Перед отсталыми попами или перед забитыми монашками-сектантками, которыми заправляет авторитарная матушка игуменья?!
Нет, это Ивлеева сейчас всех наставит на путь истинный.
В качестве главной драматической коллизии режиссёр Молочников не нашёл ничего лучше, чем использовать сюжетный ход из старого фильма «Пляж» с Ди Каприо: матушка из-за врождённой зловредности препятствует оказанию медицинской помощи заболевшей монахине.
И тут, конечно, Ивлеева поразит всех своим гуманизмом и бесстрашием – как сам режиссёр Молочников поразил воображение зрителя драматичной постельной сценой, когда молодые монашки в одних ночных сорочках с керосиновыми лампами «летучая мышь» в руках бегают по монастырским кельям за Ивлеевой, а затем крутят ей руки.
Мне одно только непонятно: зачем им керосиновые фонари?
Или использование обычных фонариков на батарейках матушка-игуменья тоже запретила?
Но разве не более православно бегать по монастырю со свечками?