Из прошлого фильма мы знаем, что дерзкий, но обаятельный пранкер Димонстр (Виктор Хориняк) попадает в мужской монастырь, где «творит добрые дела» на свой лад, спасаясь от уголовного преследования за оскорбление чувств верующих, заодно раскрывая в настоятеле потенциал блогера. В иконописной школе при монастыре Димонстр встречает художницу Настю, которую сыграла Таисия Вилкова, дело кончается свадьбой и духовным ренессансом грешника.
И вот в «Непослушнике-2» у Димы и Насти рождается ребёнок и возникает разлад. Молодая мать чахнет от усталости в заботах о младенце и тревожится, ведь с мужем она не венчана, что, с её точки зрения, говорит об инфантильности, эгоизме и безответственности супруга. Дмитрий с пранками завязал, а баюкать сына не научился, потому имеет крепкий сон и здоровый румянец, в то время как Настю украшают только синяки под глазами. Женщина возвращается к родным осинам в монастырь отца Анатолия, у которого творятся дела дивные. Батюшка занялся сбором средств на лечение тяжело больного ребенка, о том прознал криминальный авторитет Саша Чёрный (Гоша Куценко) и смекнул: вот тот монах, которому нужно исповедоваться. Погрузил братву в серьёзные тачки и пригнал к стенам монастыря – перетереть с отцом Анатолием. Поскольку монах «по жизни разбирается», то и должен его, бандита Сашу Чёрного, исповедовать. Но господин Чёрный не абы кто, а уважаемый человек и видный грешник, потому за исповедь будет заплачено богато – на сбор страждущему хватит. «С вас – исповедь, с меня – деньги», – рубанёт он.
И всё бы хорошо: монах и бандит, как убедительно показал режиссёр Владимир Котт, договориться смогут на взаимовыгодных условиях, но занедужил отец Анатолий – память отшибло. И стал профнепригоден для пастырских обязанностей, тем более окормления бандита. Но тот уже заплатил, а за базар отвечать почему-то должен Димон. Так, видимо, пацаны решили. Они же, по решению Саши Чёрного, осели в кельях. И то верно: шконки, кельи – какая разница? Пока отец Анатолий пребывает в своём мире, позабыв о Боге, хмурые пацаны поливают грядки. А пранкер Дима тужится изо всех сил, чтобы вернуть батюшке память, перетряхивая старые фотоальбомы и погружая «клиента» в соответствующий контекст прошлого. Пранки – самая изнурительная часть фильма: настолько неприятно наблюдать за вымученными резвыми затеями шутника Димонстра, который пытается сотворить чудо, делегируя старенького монаха то конюшни тушить, то девушку спасать, то самому в горах спасаться. В ходе мнемонических экзерсисов выяснится, что и на солнце есть пятна, а значит, и у Толика (было же у человека мирское имя и обычная биография) имелись слабости и грехи. «Полёт в космос» изрядно напугает беспамятного бедолагу, и он наконец вспомнит и себя, и свою жизнь, и Бога, и грехи…
С Сашей Чёрным всё разрешится не просто хорошо – благолепно. И вот тут стоит затормозить, потупив очи от неловкости, и задуматься: отчего же так тянет российских режиссёров на бандитов и монахов? Причём оба выглядят мультяшными героями из видеоигры: монах – значит, патлат, в рясе и с крестом. Бандит – на внедорожнике и тоже с крестом. И те и другие говорят нарядно и забавно, имеют наколки, русскую душу и грешную тайну. Экзотика, да! Впрочем, Саша с табуном братвы, держащей спину, ведёт себя так, как будто память отшибло у него, а на дворе всё ещё 1990-е. Ну да, народ к молитвенникам и каторжникам всегда слабость питал, заменив со временем последних на зэков. Бандиты в народном сознании изрядно романтизируются и кажутся героями эпоса – страшного и страстного, носителями запретной «мудрости» и понятийной чести. Как бы то ни было, девочки двадцати лет на «Непослушнике-2», не жившие в 1990-е, хихикали и над монахами, и над братвой, у которых, как мы поняли, много общего. Что точно передал Котт – так это тягу «бывалых грешников» к сентиментальности и наивное упование на чудо договориться с Богом.
Сюжет «блогер-грешник в монастыре» стал модной кинопричудой последнего времени. Помимо двух «Непослушников» отечественному зрителю довелось пройти проверку на выдержку духоносной картиной «Монастырь» с Анастасией Ивлевой в роли кающейся грешницы. Картина получилась смешная, а местами «голая» и нелепая, но занятная. Однако Минкульт отказал в прокатном удостоверении сериалу из-за сцен, оскорбляющих чувства верующих. «Непослушнику» повезло больше – он идёт в широком прокате, однако залы полупустые.
Крепкий молитвой добрый батюшка, окормляющий простодушную паству, обрёл популярность благодаря усилиям молодёжного делегата, призванного сконнектить аудиторию и спикера, у которого с Богом прямой контакт. Отец Анатолий – выходец из самой народной гущи, потому слышать и любить эту самую толщу умеет. А Димонстр – тоже из толщи, но несколько другой, но не менее узнаваемой. Монастырь же изнурённых грехами душ кажется эдаким олдскульным экопоселением с детокс-системой, диетой, трудотерапией и баней. И настолько благодать монастыря и его насельника лучезарна, что и убивец, и блудница заволокут слезами ясные свои глазоньки, поклоны здесь отбивая. Вот и девица по вызову, познакомившись с отцом Анатолием (пусть и беспамятным), приходит в монастырь совершить «жертвоприношение», как она это называет. Ну а Бог, ясное дело, нужен для крепких просьб и явлений чудес. Назвался Богом – соответствуй, аудитория требует.
Настоятель монастыря усилиями Димонстра и его команды обретает память и венчает Настю и Диму. Саша Чёрный, пожив в монастыре, переживает дивную духовную метаморфозу, излечивает и спину, и душу, надевает рясу и переходит из братков в братья. Собственно, что монахи, что братки – фрики, просто разнополярные. Одни условно хорошие, другие плохие. Но, входя в контакт, легко меняют эти знаки. Так и рождается новый жанр – духоносная благоглупость для широких народных масс.