* * *
Во время Первой мировой войны новогодняя ёлка оказалась под запретом: Священный Синод назвал её «вражеской немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».
После революции большевики запретили отмечать и Рождество, а в 1926 году под запрет попал и Новый год. Праздники не спасло даже и то, что в 1918 году вокруг ёлки водил хороводы с детьми сам Ленин.
Картина П. С. Семячкина "Ленин и дети". Фото: общественное достояние
В газетах «Союза воинствующих безбожников» публиковались задорные стихи против ёлок:
Не позволим мы рубить
Молодую ёлку.
Не дадим леса губить,
Вырубать без толку!
Только тот, кто друг попов,
Ёлку праздновать готов!
Мы с тобой – враги попам,
Рождества не надо нам!
* * *
Другим объектом нападок безбожников стал Рождественский Дед, которого уже в конце XIX века стали уважительно называть Морозом Ивановичем.
Это имя придумал писатель-сказочник Владимир Одоевский, который в 1841 году издал сказку «Мороз Иванович» – переработанную народную сказку о старике Морозко. Сюжет её нам знаком с детства: добрую девочку, а потом и её ленивую сводную сестру посылают к Морозу Ивановичу, чтобы девочки прошли различные испытания. Доброй и трудолюбивой девушке он даёт «бриллиантик – косыночку закалывать», ленивой и злой – кусок льда, лишь внешне похожий на большой алмаз. Задачи, которые даёт Мороз Иванович девочкам, в каком-то смысле стали прообразом известного новогоднего испытания: чтобы получить подарок, ребёнку нужно встать на табуретку и рассказать стишок Деду Морозу.
Историю о том, что Дед Мороз – это языческое божество древних славян, причём злое, придумали как раз советские безбожники. В советской прессе публиковались пространные «расследования», что на самом деле раньше Дед Мороз был «духом ёлки», а славяне приносили ему кровавые жертвы и развешивали тела жертвенных птиц и животных на ветвях деревьев. Якобы именно в память об этом ёлку украшают игрушками и шарами.
На самом деле всё это выдумка.
* * *
Но гонениям подвергались не только праздники. В раже антирелигиозной борьбы большевики провели календарную реформу и ввели пятидневную неделю вместо семидневной: чтобы отменить традицию воскресных служб в храмах, были отменены и сами воскресенья.
Но в середине 30-х все эти революционные преобразования стали постепенно сходить на нет. Выяснилось, что при неделе-пятидневке у рабочих больше выходных, чем в традиционном календаре, а в 1935 году секретарь ЦК ВКП(б) Павел Постышев предложил вернуть народу и праздник Нового года. Дескать, в дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям ёлку, и дети рабочих с завистью через окно посматривали на веселящихся детей богатеев. «Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны?» – спрашивал партийный деятель в статье, опубликованной в «Правде».
Павел Постышев. Фото: общественное достояние
Конечно, это была не его личная инициатива.
В середине 30-х сталинское руководство уже заговорило о формировании новой исторической общности – советских людей. И у этой общности, как и всех остальных групп людей, которые осознают себя неким единым целым, должны быть свои коллективные ритуалы – повторяющиеся действия, которые имеют символическое значение. То есть, дети, живущие в разных частях СССР, должны были ощущать себя единым советским народом. А что может лучше объединять людей, чем совместные праздники?!
И на устройство этого праздника решено было не жалеть усилий и денег.
* * *
В январе 1936 года в Колонном зале Дома Союзов прошла первая официальная ёлка с маскарадом и подарками.
Народный артист СССР Юрий Никулин позже так вспоминал тот праздник: «Больше всего запомнились почему-то милитаристские подарки. Там были наборы солдатиков и кавалеристы, и пехотинцы, и две пушки... Но больше всего мне понравился противогаз и набор для химических опытов. Мне это очень понравилось – играть в противогазе с химическими реактивами…»
Чуть позже в свет вышла инструкция Учпедгиза для педагогов, как именно проводить ёлки в школах и детских садах. Например, восьмиконечную Вифлеемскую звезду на вершинах ёлок требовалось сменить на красную пятиконечную. Появились ёлочные шары с портретами Сталина и членов Политбюро, игрушки в виде аэропланов и танков, фигурки матросов и красноармейцев, сделанные из ваты и картона.
Единственный экземпляр новогоднего шара 1937 года с изображением Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Фото: Александр Поляков / РИА Новости
* * *
Не хватало главного: хозяина праздника. Всё-таки в центре каждого праздника должен стоять человек.
И в 1937 году Сталин распорядился вернуть Деда Мороза.
Первым Дедом Морозом в истории Страны Советов стал актёр Михаил Гаркави, которого в те годы называли маршалом конферанса – самым темпераментным и эксцентричным в Союзе. Именно он придумал фокус с хоровой просьбой к Ёлке: «Ёлочка, зажгись!».
В помощницы Деду Морозу дали Снегурочку – персонажа детской пьесы Александра Островского.
Эти персонажи оказались настолько удачными для формирования нового советского праздничного ритуала, что даже арест и расстрел Постышева не смогли дискредитировать запущенный им процесс.