«Кремень передвижничества»

17 (29) января 1844 года появился на свет известный русский художник Василий Максимов

Портрет художника В. М. Максимова кисти Н. Ярошенко. Фото: Государственная Третьяковская Галерея

Портрет художника В. М. Максимова кисти Н. Ярошенко. Фото: Государственная Третьяковская Галерея

«Немного картин написал Василий Максимович, – сказал о нём Илья Репин, – но это немногое будет вечным достоянием нашего народа».

Также он называл Максимова «кремнём передвижничества» – именно Василий Максимович из всех художников-передвижников яростно отстаивал базовые принципы революционеров от искусства: писать не сцены из заграничной жизни, а Россию и бедную русскую деревню, простых людей, которых тогда никто не знал.

Сам Василий Максимов тоже был из простых. Он родился 17 (29) января 1844 года в деревне Лопино, близ Старой Ладоги, в крестьянской семье. 

Картина Василия Максимова "Мальчик-механик". Фото: Национальный художественный музей Республики Беларусь
Картина Василия Максимова "Мальчик-механик". Фото: Национальный художественный музей Республики Беларусь

Мальчик рано осиротел и был определён на воспитание в Никольский монастырь, который волей-неволей мог стать его домом на всю жизнь. Однако, проявив недетское упорство, Вася ушёл из обители и направился в столицу, где проходил обучение в иконописных мастерских Пошехонова и Ярыгина.

В 19-летнем возрасте Максимов поступил в Академию художеств, где учился вместе с Василием Поленовым, Ильёй Репиным и Константином Савицким.

Пройдя курс Академии за три года, он вошёл в группу «14 бунтарей» во главе с Иваном Крамским, которые отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль.

Когда «14 бунтарей» превратились в «Товарищество передвижных художественных выставок», Максимов работал не покладая рук, стараясь перенести на полотна всю правду крестьянской жизни. Он даже вернулся домой для зарисовок крестьянского быта. И, вернувшись, он не пустил в свою жизнь ничего из столичных привычек – жил точно так же, как обычный мужик, носил русскую рубаху и шаровары, общался с крестьянами – как с равными. 

Картина Василия Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". Фото: Государственная Третьяковская Галерея
Картина Василия Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". Фото: Государственная Третьяковская Галерея

Именно поэтому его картины о русской деревне бесконечно далеки от пасторальных картинок с румяными девками и романтичными жнецами. Нет, жизнь деревни сурова и часто несправедлива. Здесь при разделе имущества брат встаёт на брата, а дети часто болеют. Здесь жизнь порой подчинена тёмным неведомым силам, бороться с которыми нет никаких сил – проще уж откупиться.

Именно о такой жизни и рассказывает главная картина Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».

К сожалению, вскоре после триумфа этой картины начался закат творческой карьеры художника.

Умер Василий Максимович в 1911 году в Петербурге – от крайней нужды и запущенных болезней.

 

Читайте также