Этот стол знаком многим ещё со школы. Портрет Льва Толстого за работой, написанный Николаем Ге, сейчас находится в Третьяковке. Это 1884 год, Москва, Хамовники. Уже немолодой писатель с пером склонился над листом бумаги. Стопки рукописей лежат на зелёном сукне. Рядом чернильница, пресс-папье, несколько перьев. Стол дубовый, основательный, с трёх сторон – деревянная решётка, элемент не столько дизайнерский, сколько функциональный, чтобы бумаги не падали на пол. Этот стол Толстой выбрал для себя сам. И сам переделал ножки, чтобы быть ближе к рукописи (очки писатель не носил).
Дом в Хамовниках Толстой купил в 1882 году, когда старшему сыну Серёже исполнилось восемнадцать и он поступил в университет. За три месяца дом перестроили, завезли новую мебель, и зиму 1883-го многочисленная семья Толстых уже провела в московской усадьбе. Для работы писатель выбрал себе самую дальнюю угловую комнату на втором этаже окнами в сад. Туда не доносился городской шум, детские крики и домашняя суета. В свой кабинет он приходил каждый день в 9 утра и работал до четырёх часов пополудни, пока не прозвучит гудок об окончании смены на соседней ткацкой фабрике. За этим столом написано больше 100 произведений: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Воскресение» – последний роман Толстого.
Если бы можно было расширить рамки картины, зритель увидел бы обстановку всей этой небольшой комнаты, довольно аскетичную. Кроме стола – только шкаф с книгами, конторка у окна, маленький столик для керосиновой лампы, несколько кресел и диван: на них часто располагались посетители, с которыми граф любил вести долгие беседы. В московском доме семья Толстых провела 19 зим – до 1901 года. Потом граф окончательно вернулся в Ясную Поляну, а в Хамовниках бывал нечастыми наездами.