Этим богатством обычно делятся с друзьями, чтобы им при случае насоветовать пойти/поехать туда же. Поэтому этот пост – для друзей.
Из последних моих впечатлений (хронологически) – Стамбул, Зарайск (Подмосковье) и Израиль со многими его городами. Начну, соответственно, со Стамбула.
Всякий уважающий себя путешественник в этом городе добавит к посещению Святой Софии и дворца Топкапы хотя бы музей Карие (знаменитые мозаики), одну из цистерн – византийских хранилищ воды («1001 колонна», «Ерибатан»), развалины дворцов (Влахернского, например) и стены Феодосия (у подножия которых – обратите внимание – живут сборщики мусора). И, по возможности, доберется до Принцевых островов.
Если нужен путеводитель, чтобы все это найти, лучше «Вокруг света», чем «Оранжевый гид». «Оранжевого», подаренного родителями, я выбросила в первую стамбульскую мусорку: в своем фамильярном обращении с историей он превзошел последнего двоечника. Очень выручают офлайновые смартфоновые карты maps.me, но это уже о технике.
Итак, когда первые впечатления от Стамбула получены, можно вспомнить об этом моем посте. А в нем, собственно, рассказ об одном месте – магазине ковров «Sedir Kelim» по адресу Torun Sk., 27 (аккурат за базаром Араста, что рядом с Голубой мечетью). В магазине вас скорее всего встретит либо Ахмет – хозяин лавочки, либо Мехмет – главный администратор. Оба хорошо говорят по-французски и чуть хуже по-английски, и, в любом случае, не похожи на торговцев с восточного базара. Ковры, разложенные в разных углах их магазина, потом попадают в европейские бутики – соответственно, все рассчитано под ЕС.
Вряд ли, чтобы вам хотелось купить ковер, и Ахмет с Мехметом это сразу поймут. Значит, вы пришли за чем-то другим, и тут есть целых два повода: подвалы магазина и наука о коврах. Первое нужно увидеть, о втором – расспросить.
С подвалами поясню. Царьград, как всем известно, стоял и стоит на семи холмах. Его разграбляли, завоевывали, сделали Стамбулом. Комбинация сложного ландшафта с бурной историей повлияла на тип городской застройки: устаревшие строения не разбирали и не сносили, как в Москве – ведь это и дорого, и долго, а приспосабливали к своим целям, засыпая частично землей, приделывая новые этажи, прорубая в стенах улицы. Соответственно, у современных домов центрального района Султанахмет фундаменты и подвалы иногда – тысячелетней давности. Под видимым городом покоится город невидимый, развалины VII – XII веков. И здесь главная цель – найти окошко в царство древностей.
Наш магазин как раз из разряда таких окон – пожалуй, лучшее в районе. Ахмет с Мехметом несколько лет назад решили увеличить свой подвал, чтобы хранить товар, и случайно докопались до храма Богоматери Одигитрии. Храм встретил их, конечно, потускневшим, но, в целом, сохранившим главные элементы убранства: мозаичный пол, купольные своды, купель со святой водой (и живым источником), а также фреску Богоматери над купелью. Позвали археологов и историков, выяснилось: откопаны два предела храма – ровесника Святой Софии, входившего в комплекс дворцовых построек. Открытие, сенсация – стали множиться научные статьи на тему, а Ахмет с Мехметом приняли на себя нелегкое бремя хранения культурного наследия страны. Они сделали подпорки в подвале, мозаику покрыли слоем бронированного стекла и решили учтиво показывать каждому свое сокровище – каждому, кто, конечно, о нем узнает (а значит, прочтет чуть больше, чем предусмотрено простым путеводителем). Так отсеиваются случайные зеваки и вглубь подвала с хозяевами лавки спускаются только те, кто действительно знал, что искал.
Описывать впечатления от сумрачных сводов и дрожащей воды в купели, хранящих прохладу, пока на улице жар и туристы – это лишать вас удовольствия. Мехмет Актас, оставив все свои дела, будет включать свет в нужные моменты, объяснять непонятное и молчать тогда, когда вам просто захочется побыть там одним. В общем, все должно пройти хорошо.
Когда вернетесь на поверхность жизни, сразу уходить из «Sedir Kelim», вероятно, не захочется. И отлично: есть второй повод задержаться. Ахмет Дилер помимо того, что продает ковры, активно их изучает, публикуя статьи о символизме фольклорных рисунков. Просто покажите пальцем на любой из тканых завитков – и он расскажет о нем поэму. Так вам представится еще и редкий случай прочувствовать разницу между христианским и языческим миропониманием на примере материальных вещей – убранства храма и рисунка ковра. «Люди живут, как мыслят», – поясняет Ахмет. И пропасть, отделяющая стамбульскую улицу от подземного храма, еще не так глубока, как та, что лежит между разными представлениями людей о самих себе и Боге.
Об этом хорошо размышлять уже на выходе из магазина: видимо, не одних послов святого князя Владимира Царьград подвиг к выбору веры – такой город, нейтральным не останешься.