«Облачный полк», Эдуард Веркин (изд. «КомпасГид», 2020), 16+
Это блестящая книга о войне для подростков. Одна из лучших в современной литературе. С момента выхода в 2012 году она переиздана уже 6 раз.
Очень долго казалось, что рассказывать, как было на самом деле, нельзя, неинтересно: шли, стреляли, шли... Нет интриги. Для памяти нужны герои, это закон жанра. А если писать как есть, получается безыдейно: гибнут герои бессмысленно, бесполезно… Эта книга о том, как было на самом деле. Здесь ничего не приукрашено, не выброшено в угоду развлечению читателя или монументальной пропаганде. Это книга про партизан глазами и чувствами подростка. Здесь нет добрых немцев, плохой советской власти, нет поучений и особого экшена, в начале может быть даже скучновато. Зато в конце можно по-настоящему понять, почему люди потом не хотели говорить о войне. Название книги в лучших традициях Веркина во всей своей пронзительности раскрывается в повествовании. Потому что все эти ребята, чьи жизни навсегда изменила и прервала война, – все они и есть Облачный полк, им можно написать икону.
Книга важна и для взрослых, чтобы понять, как сегодня возможно и невозможно говорить о той войне с новыми поколениями. С детьми, которые читали о ней в учебниках и энциклопедиях, смотрели фильмы, но не поняли самого главного.
«– А на что похожа война по ощущениям?
– Война похожа на болезнь».
«Вальхен», Ольга Громова (изд. «КомпасГид», 2021), 12+
Ольга Громова пишет свою новую книгу тоже на основе реальных судеб. Перед читателем очень исторически точная, настоящая история девочек, отправленных в начале войны из оккупированного Крыма в Германию в качестве рабочей силы. Остарбайтеры. Это большая книга, в ней много судеб, мыслей и целая война. Иначе об этом не расскажешь. Получилась картина эпохи. Именно такие книги учат жить в мире, а не воевать, любить, а не смотреть волком, видеть и делать то, что по-настоящему ценно.
Вот тринадцатилетняя Валя взрослеет в своём маленьком городке на берегу моря, старательно учится, мечтает поступить в медицинский, любит родину, но и задаётся вопросами о жизни вокруг: удивляется прекращению поездок к бабушке с дедушкой, о которых родители теперь говорят только шёпотом, понимает, как бедно живут все вокруг. Вот начинается война, и Валя в одну ночь теряет друзей из класса, которых выслали за то, что они немцы. А затем уходит и военный гарнизон, поджигая за собой продовольственный склад и без боя оставляя город и его жителей врагу. Голод. Теперь они с мамой – гости с собственном доме, где расположились несколько немецких офицеров. Расстрел евреев за городом, укрывательство крымских татар, облава, поезд, рабочий лагерь в Германии, нагрудный знак «OST». Но на добыче угля женщины и девчонки работают так себе, и вскоре их распродают фабрикантам и окрестным фермерам. Они не люди – живой товар.
Неожиданно Валя обретает новую семью и понимает, что немцы – такие же люди, многие даже очень хорошие, помогают пленным и вовсе не хотят никакой войны. Оказывается, и на родине врагов можно найти своё счастье. Но война закончена, и семьи тех, кто не вернётся в СССР, будут признаны врагами народа. А вернувшиеся из плена… Родина их простила, но не до конца.
Вот и прошла почти целая жизнь. Уже в другой стране, но на берегу того же моря Вальхен снова встречается с теми, кто стал её семьей в годы войны. Но как по-разному сложились их жизни…
«Когда я был маленьким, у нас была война», Станислав Олефир (изд. «КомпасГид», 2017), 12+
Во время войны Станиславу Михайловичу было 7–10 лет, а сборник его рассказов об этом времени впервые был опубликован только в 2003-м, когда автору было уже 65. 40 лет Станислав Олефир прожил на Крайнем Севере, работал педагогом и писал о сибирской и северной природе для детей. А вот родился он в запорожском селе на Украине. Там ему пришлось пережить отголоски недавней коллективизации, немецкую оккупацию, голод, аресты и смерть близких людей. Обо всём этом он вспоминает в небольших рассказах, собранных в этой книге. В них нет надрыва, жестокости, громких слов или ненависти. Обычная жизнь простых людей, только вот время непростое. И как в любых воспоминаниях детства есть в них и смешное, и светлое. Но это слова того поколения, для которых День Победы не был праздником, а скорее днём траура, потому что на той войне погибли их родные, друзья, односельчане. Обо всём этом автор знает не по книгам или архивным материалам, на страницах книги он воскрешает реальных людей, которые жили с ним рядом.
«Хлеб той зимы», Элла Фонякова (изд. «Речь», 2016), 6+
Элла Фонякова – поэт, а стихи она начала писать маленькой девочкой в Ленинграде в блокаду. Так наказал ей папа, и это спасло её от голодной смерти.
Очень трепетная и несмотря ни на что светлая книга о блокадном Ленинграде и буднях его жителей глазами ребёнка. Семилетняя Лена остаётся в осаждённом городе со своими непрактичными родителями. Конечно, она совсем ещё ребёнок, полный любопытства и фантазий, и её детская жизнь продолжается несмотря ни на что. Но очень быстро ей приходится научиться многим серьёзным вещам. Потому что от этого зависит жизнь. И ещё это история о том, что в мире есть любовь и доброта, и без этих вот добрых людей не поможет выжить ничто.
Современным детям трудно научиться ценить те простые вещи, в которых у них никогда не было недостатка: еду, тепло, одежду. Но такие книги как машина времени приоткрывают дверь в мир, где 80 лет назад всё это было огромной ценностью. И можно почувствовать самому, понять то, о чём не подскажет свой собственный жизненный опыт. Ведь всё здесь настоящее. Автор поделилась с читателями тем, что пережила сама, когда была ребёнком. И записала в дневник.
В книге хорошие иллюстрации – карандашные, чёрно-белые, какими только и могут быть блокадные дни.
«Можно попросить Нину», Кир Булычёв (в сборнике «Люди как люди»), 12+
По этому небольшому рассказу Кира Булычёва поставлен не один спектакль и снят не один фильм. Но разве знаменитый фантаст писал что-то кроме фантастики? Да, это не самое известное и очень короткое его произведение становится для многих открытием. Игорь Можейко (настоящее имя автора) родился в 1934 году и сам пережил войну в детстве. Кто знает, терял ли он хлебные карточки зимой 42-го, но если уж ты всю жизнь соединяешь выдуманные миры, то почему бы не соединить реальные?
Что-то замкнулась и перепуталось в линиях на АТС, звонок Вадима Николаевича пролетел сквозь 30 лет и из 1972-го попал в 1942-м к совсем другой Нине, тринадцатилетней. У неё на окнах одеяла, а в животе пусто, и дома она одна. У неё в жизни война. Герои долго не могут поверить друг другу, думают, что это какая-то шутка, но вот Вадим вспоминает о потерянных во время войны хлебных карточках. Теперь-то он уже вспомнил, где их выронил.
«Коричневое утро», Франк Павлофф (изд. «КомпасГид», 2011), 6+
За 25 лет эта антифашистская новелла выдержала более 40 переизданий. Её обсуждают с детьми в школах в 25 странах мира – правда, не в России. Да, это книга о фашизме для детей, младших школьников. Но, возможно, этому и надо учить с детства. Различать цвета, ценить разнообразие, видеть манипуляции, не поддаваться пропаганде и думать самостоятельно. Ведь так часто звучит этот вопрос: «Как можно было всё это допустить?»
В книге из 12 страниц всё крайне просто и поэтому страшно. Просто два друга не хотят замечать странных изменений в городе, не обращают внимания на вмешательство в их жизнь, идут на любой компромисс, молчат из страха, отказываясь верить, что в новой коричневой жизни есть что-то плохое. А когда всё понимают – за ними уже пришли.
Мартин Нимёллер, немецкий протестантский пастор, поддерживавший гитлеровский режим в 30-х годах, признавший свою ошибку и заговоривший о необходимости покаяния немцев сразу после войны, писал: «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными активистами, я молчал, я не был членом профсоюза. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать». Такая и книга: текст небольшой, примеры очень простые, никаких ужасов. Только вопрос и осознание.
Зачем нужна эта книга? Чтобы однажды утром никому не пришлось проснуться в мире, где светит коричневое солнце, по улицам ходят коричневые кошки и собаки, прохожие одеты во всё коричневое, пьют коричневый кофе из коричневых чашек и читают коричневые книги. Только коричневые. Потому что другими быть нельзя.