Путь к успеху у тогда ещё братьев (в 2012-м и 2016 годах они последовательно признались, что они трансгендерные женщины – «С») Ларри и Энди Вачовски был сложным. И чтобы заявить о себе миру, им пришлось пройти долгий путь. Они успели вылететь из колледжа и поработать на стройке. И лишь после этого смогли попасть в Marvel. Но та работа, хоть и творческая, была для них, скажем так, слишком мелкой. Братьям хотелось размаха. И уже тогда они начали взращивать идею для самого главного проекта своих жизней – масштабного фильма, сюжет которого заключался в том, что люди живут внутри глобальной компьютерной программы. Так и появилась «Матрица». Её главный герой – Избранный, который решился на бескомпромиссную войну с машинами.
Понятно, с таким проектом братьям была лишь одна дорога – дорога в Голливуд. Но там их не ждали. Никому не известные Вачовски со своим сложным сценарием, требовавшим внушительное финансирование, отпугивали потенциальных продюсеров. Но Ларри и Энди не отступили. Они приняли правила «большой игры» и начали своё восхождение на голливудский Олимп с самых низов. Они сумели продать пару своих сценариев, которые так и не были экранизированы. Зато следующая работа – «Наёмные убийцы» – вышла в свет. В фильме, снятом по сценарию братьев, сыграли Сильвестр Сталлоне и Антонио Бандерас. Казалось, вот она – слава! Но нет. Оригинальный сценарий Энди и Ларри был сильно изменён другим сценаристом. И это очень не понравилось Вачовски, как, впрочем, и работа режиссёра Ричарда Доннера. Они посчитали, что их идея была просто убита. И это событие подтолкнуло их к важному решению: Вачовски захотели снимать «Матрицу» самостоятельно, боясь отдать своё творческое детище в чьи-либо руки.
Со сценарием они познакомили нужных людей из киностудии Warner Brothers. Идея им понравилась. Но не понравилось то, что фильм требовал большого бюджета, а распоряжаться деньгами хотели никому не известные Вачовски. Так что Энди и Ларри пришлось преодолеть ещё одно препятствие и доказать продюсерам свою профпригодность. И за 4 с небольшим миллиона долларов они в 1996 года создали картину «Связь». В том фильме братья выступили и режиссёрами, и сценаристами. И хотя «Связь» до широкого проката не добралась, она завоевала много наград на различных кинофестивалях. Этого оказалось достаточно. Продюсеры согласились дать «Матрице» зелёный свет.
Несмотря на это, лёгкой жизни у Вачовски не было. Им требовалось порядка 80 миллионов долларов на фильм, что по меркам 90-х годов являлось очень большими деньгами. Необходимо было удешевлять производство. Поэтому было принято решение снимать фильм в Австралии. Продюсеры согласились дать 60 миллионов на проект, но вначале выдали лишь 10. И стали смотреть, как ими распорядятся Вачовски. Надо сказать, что этих средств хватило на… 8 минут. Но продюсеры были впечатлены увиденным, поэтому выдали оставшуюся часть бюджета.
Сложности возникли и с актёрским составом. Поскольку кресло режиссёра и сценариста заняли Вачовски, афише требовалось звёздное имя. На главную мужскую роль рассматривались многие: начиная от Тома Круза и заканчивая Николасом Кейджем. Одно время продюсеры хотели подключить к проекту Уилла Смита. Но в конечном итоге главная роль досталась Киану Ривзу. За плечами Ривза на тот момент было немало успешных фильмов. Вспомнить хотя бы боевик «Скорость». Затем к проекту присоединились Лоуренс Фишборн, Хьюго Уивинг и Керри-Энн Мосс. Проблема с актёрами на главные роли была решена.
Надо сказать, что исходный вариант сценария продюсеры завернули и отдали на доработку. Дело в том, что они посчитали его слишком сложным для среднестатистического зрителя. Спорить с представителями киностудии братья не стали. Так и появился Томас Андерсон – офисный работник и хакер, которому суждено было узнать страшную правду: окружающий мир – Матрица, симуляция, которую создали машины. Благодаря помощи Морфеуса и Тринити он попал в реальность и узнал, что люди – батарейки для питания компьютеров. Тогда-то Андерсону открылась и ещё одна тайна. По легенде, появится некий Избранный, который победит машины и освободит людей. Естественно, Томас и есть Избранный.
Интересно вот ещё что: по сути, главным источником вдохновения Вачовски стала книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Причём это творение авторы нужно было прочитать всем актёрам, задействованным в фильме. По мнению создателей, только так они смогли бы в полной мере понять и прочувствовать сценарий. Не обошлись Вачовски без книги и в фильме. Её можно увидеть в одном из эпизодов в начале картины.
К созданию фильма братья подошли максимально ответственно, поскольку цена даже одной ошибки была слишком велика. Поэтому для постановки драк пригласили Юэнь Ву-Пина, у которого за плечами были «Пьяный мастер» и «Два воина».
Несмотря на, казалось бы, солидный бюджет, режиссёрам приходилось экономить буквально на всём. Так, для съёмок эпизода с женщиной в красном они отыскали несколько пар близнецов, чтобы создать картинку с одинаковыми лицами. Нанять обычных людей тогда было дешевле, нежели «клонировать» их при помощи техники. Также в массовке часто задействовали обычных жителей Австралии в их же одежде. Это позволило сократить траты на костюмеров. Что же касается американского гетто, то для его создания использовали уже готовые декорации, которые изготавливались для местных фильмов. В общем, Вачовски изворачивались как могли. Зато сэкономленные средства они вложили в съёмки экшена и разработку новых технологий. Джон Гаэта, ответственный за спецэффекты, придумал специально для «Матрицы» новый принцип ведения съёмки: актёр замирает, а камеры (более ста штук) продолжают движение вокруг него. Эта технология сейчас известна под названием «bullet time».
Нашли Вачовски интересный подход и для отделения виртуального мира от мира реального. Поэтому действия, происходившие в Матрице, снимались через зеленоватый фильтр, а реальность насыщали синеватыми тонами. И зелёный цвет можно увидеть только в цифровом коде на экране монитора. Интересно вот ещё что: знаменитые символы, текущие по экрану, – это японские иероглифы. Художник картины взял их из кулинарной книги, а потом просто перемешал в случайном порядке.
Идея «Матрицы», как отмечали многие кинокритики и рядовые зрители, не являлась уникальной. Да и сами Вачовски об этом не говорили. Можно вспомнить фильмы «Шоу Трумена» и «Нирвану» (этот фильм с Кристофером Ламбертом в главной роли Вачовски называли одним из главных источников вдохновения вместе с книгой Бодрийяра). Заслуга братьев заключалась в том, что они вывели известный сюжет на абсолютно другой уровень, о котором никто даже и не мечтал. Кроме этого, Вачовски разорвали привычный шаблон, когда именно вокруг главного героя создаётся искусственный мир, а он пытается из него выбраться. В «Матрице» же «по ту сторону» были все персонажи.
Эффект взорвавшейся бомбы
Несмотря на все страхи, риски и сложности, «Матрицу» ждал феноменальный успех. Фильм не только окупился, но и принёс продюсерам солидную прибыль. При бюджете в 60 с небольшим миллионов долларов история Нео собрала более 450 миллионов в мировом прокате. Помимо зрителей, активно голосовавших за картину «рублём», высоко оценили её и критики. Они и вовсе говорили о том, что братья Вачовски произвели революцию в киноиндустрии. Соответственно, не прошла «Матрица» и мимо «Оскаров». Заветные статуэтки она получила в четырёх номинациях. При этом главный конкурент фильма – «Звёздные войны. Эпизод I» – везде довольствовался ролью проигравшего. Сами же братья стали лучшими режиссёрами года.
Феерический успех картины, естественно, подстегнул продюсеров к созданию продолжения. Вачовски взялись за работу, к тому же открытый финал подразумевал сиквел. «Перезагрузка» и «Революция», получившие куда более солидный бюджет (на одну сцену сражения людей и машин, длившуюся 14 минут, ушло 40 миллионов!), снимались сразу. Их и в прокат хотели запустить с разницей в несколько недель. Но затем решил выждать полгода, чтобы увеличить кассовые сборы. И фильмы не подвели. Кассовые сборы зашкаливали, но… По мнению критиков и фанатов, продолжения сильно уступали первой части именно в глубине и философии. Фильмы превратились в боевики, где хороший парень борется со злом.
Финал и наследие
«Матрица» поглотила умы зрителей. После выхода заключительной части народ начал строить свои предположения об истинном смысле (и финале) творения Вачовски. Есть версия, что картина должна была закончиться более пессимистично и что именно продюсеры настояли на хеппи-энде. Так, например, очень популярна теория (до сих пор, надо сказать), что Нео и Морфеус не выходили из Матрицы. А Зеон, как и реальный мир, – это одна из ступеней виртуальной симуляции. Мол, машины позаботились о том, чтобы было ощущение выбора. А в качестве главного аргумента фанаты приводят тот факт, что сверхспособности Нео, которыми он обладал в Матрице, не исчезали в реальном мире. А тот же агент Смит мог легко поселиться в теле реального человека и жить в нём. При этом ему не обязательно было подключаться к программе. Эти и некоторые другие моменты склонили поклонников к мысли, что все герои как лежали в своих капсулах, так и лежат на протяжении всех частей.
Возникли споры и о том, кого же на самом деле считать Избранным? Во второй части Архитектор рассказывал о том, что Избранный рождается в Матрице и при необходимости может не только её изменить, но и уничтожить. То есть, исходя из этих критериев, идеальный вариант – агент Смит. Именно он менял Матрицу в угоду собственным желаниям, а не Нео. Но приверженцев этой теории столько же, сколько и противников. Всё индивидуально.
Есть версия, что Нео – машина. Главное доказательство – неизменное выражение лица героя на протяжении второй и третьей частей. Кроме этого, большая армия фанатов картины уверена, что машины – не злые существа. О самой войне в фильмах говорится очень смутно. По этой версии машины, заботясь о людях, специально сохранили их разумы в Матрице, дав им жизнь в виртуальном мире, который в разы лучше реального.
Существует ещё множество самых разнообразных версий и теорий. Фильмы Вачовски к этому располагают.
«Матрица» оказала огромное влияние на киноиндустрию. Можно говорить о том, что на протяжении последующих после выхода картины лет многие фильмы так или иначе вдохновлялись творением Вачовски: стиль драк и одежды, поведение героев, сюжет… То же самое касается технологии «bullet time», да и замедленной съёмки вообще. «Матрица» показала режиссёрам, что эти приёмы работают. А уж сколько было снято самых разных пародий – точно и не подсчитаешь. И самый важный вопрос – какую всё же выбрать таблетку – актуален и по сей день.