Как сообщает Le Monde, первыми в Лувре будут выставлены иконы, вывезенные во Францию из коллекции киевского Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Это действительно уникальные экспонаты. Прежде всего, это четыре византийские иконы 6-7 веков – древнейшие из христианских икон, сохранившихся до нашего времени. Всего в мире насчитывается только 12 икон подобного возраста и сохранности, которые чудом сохранились в сокровищнице Синайского монастыря Святой Екатерины. В 1850 году эти четыре иконы получил в дар от монахов глава Русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий Успенский, который передал их в дар Киевской духовной академии, расположенной в Киево-Печерской лавре. В 1940 году уже советские власти передали их в собрание Киевского музея западного и восточного искусства, в котором они и хранились после Великой Отечественной войны.
Прежде всего, это икона Богоматери с младенцем.
Обращает на себя внимание и икона Иоанна Предтечи, которая считается древнейшей среди синайских икон киевской коллекции. Именно в этой иконе наиболее ощутимым влияние античной живописи.
Третья – икона Святых воинов Сергия и Вакха, которые представлены, как юные мученики. Медальон с ликом Христа, расположенный между нимбами, и кресты в руках святых символизируют мученическую смерть, принятую во имя Спасителя.
Наконец, четвертая икона – образ мученика и мученицы. Предположительно, это святые Платон и Гликерия, изображенные в придворных одеждах, что должно было символизировать их славу в Царстве Небесном.
Кроме возраста, эти иконы известны еще и тем, что выполнены в античной технике энкаустики – рисунок наносился на деревянные доски расплавленными восковыми красками.
Причем, для энкаустических икон характерен определенный «реализм» и живость красок в трактовке образа. Икона это не просто сакральный предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство существования Христа, Богородицы, святых и ангелов.
Как писал преподобный Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». То есть, если Евангелие – благая весть – это своего рода репортаж о земном Пути Господа Иисуса Христа, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа.
Поэтому все изображенные на таких иконах персонажи имеют очень земной вид.
Правда, затем Византию охватило иконоборчество. Ссылаясь на Ветхий завет, императоры признали поклонение иконам идолопоклонством. Иконы, мозаики, фрески, христианские скульптуры уничтожались по всей стране. Только в редкие монастыри на Синае не смогли добраться иконоборцы.
* * *
Конечно, сейчас французы говорят, что взяли древние византийские иконы на время, до окончания боевых действий. Но, честно говоря, в эти заявления верится с трудом – неслучайно, что администрация Лувра уже объявила о планах открытия к 2027 году нового отдела музея, посвященного византийскому и восточно-христианскому искусству. Основой этой коллекции и станут, видимо, перевезенные из Киева ценности. В том числе и священные реликвии из Киево-Печерской лавры – в частности, два старинных списка Свенской (Печерской) иконы Божией Матери XVII и XIX веков. По преданию эта икона (оригинал находится в Третьяковской галерее) была написана одним из первых русских иконописцев, иеромонахом Киево-Печерской лавры Алипием.
В Париже может оказаться и икона Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», подаренная Лавре царем Петром I, с частицами многих святынь.
Икона Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская». Фото: lavra.ua
В списке особенно ценных икон находится и икона Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская. Православные верят, что она была вручена самой Богородицей во Влахернском храме Константинополя греческими зодчими, которые получили от Нее благословение идти в стольный град Киев на построение великой церкви. Икона прибыла на Русь в 1073 году и была вручена преподобным отцам Печерским Антонию и Феодосию. Правд, сама икона была утрачена в советское время. В настоящее время в обители хранятся два списка.
Также в монастыре находятся мощи многих лаврских подвижников. Среди них: мощи преподобного Нестора Летописца, автора «Повести временных лет», Симона и Поликарпа, создавших Киево-Печерский патерик (знаменитое произведение о древних подвижниках лавры), преподобного Алипия-иконописца, врача Агапита, русского богатыря Ильи Муромца.
Также на территории Верхней части лавры расположен «Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник», который является самым большим музеем на территории Украины. И одним из самых богатых.
В его фондах хранятся исторические ценности эпохи Киевской Руси, шедевры декоративно-прикладного искусства XVI-XX веков, включая великолепные ювелирные изделия мастеров из России, Украины, Средней Азии, Закавказья, Западной Европы, образцы культового серебра еврейского народа начала XVIII – 20-е годы XX века.
Только коллекция, которая рассказывает об истории книжного дела на русской земле со времен Киевской Руси до наших дней, составляет 56 тысяч экземпляров. Музей известен и своим собранием микроминиатюр.
Остаётся надеяться, что эти ценности не будут утрачены. Война ведь все спишет.