А ранее, в 1880-е годы, здесь же, в Дугине, где, оставив после смерти отца учёбу в Московской Практической академии коммерческих наук, Мещерин подолгу живёт, обустраивая усадьбу, строительство которой было начато его отцом в 1872 году, он осваивал ещё редкую в России любительскую фотографию. Будучи богатым наследником, мог себе это позволить. Проявив врождённый незаурядный талант художника, безупречный вкус, внутреннее зрение, умение композиционно выстраивать кадр.
Впервые в полном объёме – до сегодняшнего дня дошло 48 подлинных отпечатков, сделанных Мещериным в Дугине и окрестностях усадьбы в 1886–1887 годах, – представлены фотографии художника из личного собрания историка искусства, сотрудника Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря Николая Гагмана, которые он передал в Третьяковскую галерею в 2007 году.
Тот визуальный опыт работы Мещерина на натуре со светом и временем не прошёл для него бесследно.
Один из верных последователей философии французского импрессионизма – искусства, способного запечатлеть мгновение во всей его красоте, Мещерин стремится постичь и привнести его приёмы в русскую живопись. Прозрачность воздуха, неуловимость света, сотворение белого цвета без использования белой краски – всё это невероятно будоражило его воображение.
Взявшись за кисть, с упорным постоянством посвящает работе с мольбертом на пленэре утренние и вечерние часы. Его поиски природы ускользающего света и цвета – неизбежна параллель с подходом Клода Моне в известных циклах «Собор в Руане» и «Кувшинки» из сада в Живерни – нашли отражение в сериях этюдов на рассвете и закате.
Свои наблюдения за природой в разное время суток – не только пейзажные наброски, выполненные простым и цветными карандашами, но и подробные комментарии к каждому из них, – Мещерин переносит в дневник-альбом. Подобный способ фиксации увиденного – как правило, это сумеречные и ночные часы, когда не только рисовать было практически невозможно, но и заметки приходилось делать почти на ощупь, – позволял работать потом в мастерской, опираясь не только на зрительную память. Так, многочисленные описания лунных ночей помогли художнику воссоздать все нюансы, «зазвучавшие» с особым очарованием в «Лунной ночи» (1905).
Из множества дневников-альбомов уцелел лишь один. К выставке специалисты отдела рукописей Третьяковской галереи его полностью расшифровали.
Один из разделов экспозиции не случайно посвящён усадьбе Дугино. В этот гостеприимный, уютный двухэтажный дом, превращённый Мещериным в небольшой художественный центр, в котором всё располагало к творчеству, приезжали, сочетая отдых с работой в отведённой отдельной мастерской или на пленэре, его единомышленники – известные живописцы того времени: Василий Переплётчиков, Мануил Аладжалов, Алексей Корин, Исаак Левитан, Алексей Степанов, Апполинарий Васнецов, Игорь Грабарь.
Впервые вместе собраны их картины, написанные в Дугине. В том числе посвящённые усадьбе.
Не имея профессионального художественного образования, Мещерин под воздействием Василия Переплётчикова – кстати, однокашника по Практической академии коммерческих наук, Мануила Аладжалова, Алексея Корина довольно быстро овладевает мастерством. Не раз становится участником регулярных показов Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, экспозиций журнала «Мир искусства» и «Союза русских художников».
В 1903 году этюд «Избы» (1901) Мещерина, участвовавшего в XXII Периодической выставке Московского общества любителей художеств, приобретает Третьяковская галерея. В 1906-м она же – и пастель «На пашне» (1904), которую среди пяти картин этого художника Сергей Дягилев включил в экспозицию «Два века русской живописи и скульптуры» на Осеннем салоне в Гран-Пале в Париже.
…Именно Грабарь – с зимы 1903–1904-го он частый постоялец усадьбы – оказал наиболее сильное влияние на Мещерина. Подтверждением – картина «Белая зима. Грачиные гнёзда» (1904) Грабаря и размещённая по соседству «Морозная ночь» (1908) Мещерина. В том же стиле пуантилизма и дивизионизма (система несмешения красок) мещеринские «Ноябрь. Крылечко» (1905), «Сосенки под снегом» (1912 (?)).
Мещерин учился у Грабаря игре света и цвета. Вот картина Грабаря – «Баба с вёдрами» (1908) на фоне огненного неба, тяжело ступающая по оледенелой дорожке. Рядом «Зима в феврале» (1909) Мещерина – деревенская улица, изба, девочка в ярко-синем пальто. «Если закрыть фигуру девочки, – объясняет куратор выставки Анастасия Винокурова, – то цвет снега окажется не таким эффектным, он “пропадёт”. Мещерин был блистательным колористом. Никогда не сбивался на пестроту».
Этих художников связывали не только дружеские, но и родственные отношения. Одна из двух стоящих девушек, племянниц Мещерина, на этюде «Под берёзами» (1904) Игоря Грабаря стала в 1913 году его женой.
Во многом благодаря мемуарам Грабаря можно составить живое представление о его старшем друге, об укладе и атмосфере старинной усадьбы…
Кстати, принцип дуализма выдержан на выставке не однажды. «Осеннее утро» (около 1905) Мещанинова в сравнении с «Золотой осенью» (1908) Переплётчикова подтверждает, что ученик оказался достойным своего учителя.
Пейзажи. Только пейзажи. И только дугинские. Лиричные, лёгкие, нежные, пронизанные светом и воздухом. Писал русскую природу, словно психологический портрет, передавая её настроение.
Покидал усадьбу с мольбертом редко. Исключений немного. Несколько холстов 1901 года из Сергиева Посада – «Смеркается. Троице-Сергиев монастырь» и «На паперти»; «Улица в Плёсе» и «Церковь в Плёсе. Смеркается» – обе картины 1902 года; «Из окна дома Коробковой» (1902) – дом и сейчас стоит на Пятницкой улице в Москве.
…Сотни цветных, мерцающих, чуть размытых маленьких точек, расположенных близко друг к другу, превращаются, стоит только отойти подальше, в звёздное небо над широкой равниной – «Звёздная ночь» (1910-е (?)).
Или в вспыхнувшие красками на зелёной траве лесные цветы – «Пейзаж (Поляна)» и «Иван-да-марья» (1914).
В розовых, лиловых, нежно-изумрудных пятнах угадываются кроны деревьев – «Рассвет» (1907).
Сокрытая тайна и удивительное волшебство импрессионизма…
Рощи, леса, поля, река. На восходе солнца. В сумерках, хмурым утром, после дождя, в предрассветной дымке, в вечернем влажном молочном тумане, в дышащий жаром полдень, в непроглядной мгле, занесённые снегами. Скромное очарование русской провинции.
Тщательно продуманная организация пространства выставки на тематические блоки позволяет совершить неспешную прогулку по усадьбе Дугино и её окрестностям того времени через смену сезонов – зиму, весну, лето и осень.
…После внезапной смерти Николая Мещерина от сердечного приступа в 1916 году его имя словно кануло в лету. Второе рождение художника произошло благодаря посвящённой ему выставке в Москве в 1987 году. Тогда же в издательстве «Советский художник» вышел каталог его работ, составленный тем же Николаем Гагманом.
Нынешняя экспозиция интересна не только для искусствоведов, побуждая к обсуждению русского импрессионизма как живописного феномена вообще и творчества Николая Мещерина в частности, но и для всех ценителей прекрасного.
…Ещё одно письмо. В конце мая 1914 года Николай Мещерин, словно предчувствуя грядущие катастрофы, мягко, но отчаянно настаивает на приезде в усадьбу своего друга скульптора Владимира Домогацкого: «В своё время были упования, что под старость будет покойнее. Но теперь предъявляется иное. Чем дальше, тем всё сложнее <…> Очень-очень буду рад видеть Вас в Дугине. Пожалуйста, приезжайте <…> Очень-очень ждём в Дугино».
Куда пойти: Музей русского импрессионизма
Сайт: http://www.rusimp.su/
Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 15, строение 11