Музей «Профессорская квартира» возник из желания сохранить память о сибирской науке, выдающихся учёных, которые в разное время работали здесь, но сделать это через доскональное воссоздание условий их жизни и быта.
На самом деле в том, что в старом доходном доме на улице Кузнецова, 30 открылся музей профессорского быта, много случайностей и даже магии: этот дом, построенный в 1911 году, вообще, видимо, имеет свойство притягивать созидательных людей.
Рассказывает Екатерина Кирсанова, директор музея «Профессорская квартира»: «Создатель музея Илья Атапин приобрёл квартиру в старом деревянном доме в 2019 году для того, чтобы инсталлировать здесь свою коллекцию: 25 лет он собирал старинные дореволюционные вещи. Вообще-то сам он живёт в Новосибирске и приехал в Томск в первый раз в жизни – здесь на истфаке учился его сын.
Тут мы и познакомились совершенно магическим образом. Квартира, которую тогда Илья ремонтировал и готовил для музея, пережила много разных интересных судеб: в 1929 году, когда закончился НЭП, доходный дом отобрали у владельца, национализировали и отдали тогда очень молодому, дерзкому, перспективному Сибирскому физико-техническому институту (СФТИ), который занимался системами связи, радио, телевидением, атомной энергетикой и другими нужными советской власти вещами. В квартиры заселили семьи молодых сотрудников – в каждую по две. В квартире, которую купил Илья, проживали выдающиеся физики Майдановские-Петровы, а соседями их была семья тоже физика Василия Денисова, руководителя радиотехнической лаборатории №1, и его жены – замечательного медика Антонины Титовой. В 1929 году здесь родился их сын, которого папа-радийщик назвал Эдисоном. В Томске он окончил музыкальное училище и параллельно физико-математический факультет.
В 2019 году в городе праздновался 90-летний юбилей выдающегося композитора Эдисона Васильевича Денисова, на юбилейные мероприятия приезжала его дочь из Франции, его внук – солист Венской филармонии. Я им показывала город, и вот когда мы вошли в этот дом, местные жители показали нам квартиру, где провёл детство композитор, и позвонили Илье. Тот примчался из Новосибирска на следующий день, чтобы открыть квартиру дочери и внуку всемирно-известного композитора. Так через Денисовых мы и познакомились. А через пару месяцев Илья позвонил и предложил сделать музей».
Стали придумывать концепцию музея, рассуждать, кто мог арендовать до революции здесь квартиру (для 1911 года дом был максимально благоустроен: вода, свет, телефон, большие квартиры). Обратили внимание, что через дорогу находится Политех, и тогда пришла идея, что в таких дорогих домах могли селиться профессора, которых заманивали в Сибирь и выделяли им средства на съём жилья. «На тот момент это было совершенным наитием, предположением. Мы не знали глубоко историю этого дома. Профессора, который жил здесь до революции, мы отыскали только тогда, когда открыли музей», – рассказывает Екатерина Кирсанова.
Первые университеты за Уралом были открыты в Томске – в начале XIX века это была столица Западной Сибири, центр огромной губернии, самый крупный, богатый, густонаселенный и быстроразвивающийся город. Потому высшее образование в Сибири и на Дальнем Востоке началось здесь. Сначала был открыт Томской университет (в это году отмечается 145 лет с основания), потом Политех (127 лет с основания), это было второе высшее учебное заведение в Азиатской части страны.
Своей профессуры, естественно, не было – приглашали учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Вильнюса. В Политехнический университете – в основном из Харькова, потому что первый ректор Ефим Зубашев был оттуда, его в Томск позвал Менделеев, а он, в свою очередь, стал приглашать своих коллег, в том числе профессора высшей математики Владимира Петровича Алексеевского, который и оказался первым жильцом «Профессорской квартиры».
В 1907 году Алексеевский становится ректором Политеха, тогда эта должность называлась «директор Технологического института Николая II». После 1911 года покидает пост ректора – министерство не разрешило ему остаться на второй срок: годы были предреволюционные, студенты бунтовали, а он их защищал. В общем, он остался на должности профессора. Помимо Политехнического университета Алексеевский преподавал на частных Высших женских курсах. Это было одно из первых в России высших учебных заведений, где учились девушки. В ту пору женщины были очень ограничены в правах на образование. Инициаторами были первый ректор Политеха Ефим Зубашев и его жена, курсы набрали 80 слушательниц на единственный – физико-математический – факультет, поэтому все первые советские женщины-профессора – томские.
Министерство курсы разрешило, но денег на них не выделяло: ни на аренду, ни на зарплату, ни на библиотеку. Был создан фонд, помогало томское купечество, а профессора, в том числе и Алексеевский, жертвовали для женских курсов свои книги. После революции курсы стали частью ТГУ. Таким образом, библиотека, которую пожертвовал Алексеевский, попала в университет.
«Мы делали выставки, посвящённые 165-летию Алексеевского у нас, в ТГУ и Политехе, нам дали на время его книги: с его подписями, инициалами. Было удивительно прикоснуться к этому богатству, а кроме книг ничего материального от профессора не осталось».
В музее «Профессорская квартира» нет вещей, которые когда-то принадлежали жильцам. Но это то, что могло бы там быть: быт и атмосфера того времени воссозданы самым тщательным образом. Все вещи здесь – подлинники, кроме копий фотографий жильцов дома – естественно, их оригиналы хранятся в семьях. Но томичи полюбили музей и стали приносить дары, в том числе и вещи томских профессорских династий: часы, серебряные рюмочки, фарфор и так далее.
«Мне кажется, мы попали в точку, – говорит директор музея. – Мы рассказываем университетскую историю нашего города, но не со стороны научных достижений, а через частную, семейную жизнь людей, которые это вершили, через быт». И такой подход открывает новые грани российской науки, удивительные человеческие жизни, которые стоят за открытиями и изобретениями, судьбы, из которых соткана наша история.