Семьдесят предметов живописи и графики – в таком масштабе Эдвард Мунк еще не был представлен в России никогда. В советское время его показывали часто, но в основном графику. Теперь, как обещает куратор, мы увидим совсем другого Мунка – в том числе его бесконечные вариации «Крика», которые он рисовал до поздней старости. Зрители увидят один из первых вариантов, выполненный цветными карандашами, на обороте которого написана не менее знаменитая картина художника, «Вампир».
Интересно, что самый первый рисунок назывался «Der Schrei der Natur» – то есть, «Крик природы». На страницах своего дневника в записи от 22 января 1892 года Мунк так описывает источник своего вдохновения: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу...»
Художник предпринял несколько попыток запечатлеть на полотне поразившую его картину, но потом под влиянием творчества Достоевского, Мунк решил, что кричать должен все-таки человек.
Куда пойти: Третьяковская галерея
Адрес: Москва, Лаврушинский переулок,
Фотоальбом князей Юсуповых
Горькая ирония судьбы: среди отпрысков древнего аристократического рода Юсуповых было немало известных личностей – полководцев, ученых, государственных деятелей, философов, любовников императриц, коллекционеров искусства, но по настоящему известным этот княжеский род сделал самый младший Юсупов - Феликс Феликсович, агент британской разведки, вошедший в историю как соучастник убийства Григория Распутина. Исправить эту несправедливость и показать современному российскому зрителю жизнь князей Юсуповых с другой стороны и призвана выставка семейных архивов в Мультимедиа Арт музее.
Биография этого знатного российского семейства уходит корнями в историю Ногайской Орды: сами Юсуповы происхождение своего рода вели от легендарного хана Едигея. Его правнук бей Юсуф-мурза был последим правителем Орды, самым заклятым врагом Москвы в середине XVI века. Правнук Юсуфа-бея Абдул-мурза, уже будучи российским подданным, и решил принять православие, взяв фамилию в память о легендарном прадеде. Семейная легенда гласит, что, принимая во время Великого поста в своем имении патриарха Иоакима, Абдул-мурза накормил гостя запечённым гусем, выдав его за рыбу. Однако, когда хулиганство хозяина вскрылась, то разгневанный церковный иерарх пожаловался царю Федору Алексеевичу, и тогда-то Абдул-мурза в виде извинения перед патриархом и принял решение креститься, взяв имя Дмитрий.
Юсуповы с выгодой для себя обернули свое близкое положение при дворе. Тот же мурза Абдул-Дмитрий принял участие в судьбе монархии, когда он со своими татарскими ратниками встал на охрану дуумвирата малолетних наследников Алексея Михайловича. Его сын, Григорий Дмитриевич Юсупов, стал доверенным лицом императора Петра Великого, получив в дар многочисленные имения в Ярославской, Воронежской, Нижегородской и Рязанской губерниях. В том числе и подмосковное имение в Архангельском (которое современники называли «русским Версалем»), ставшее родовым гнездом Юсуповых.
Именно Архангельское и стало первым местом в России, запечатленным с помощью метода фотографии. Еще в августе 1860 года тогдашний владелец Архангельского действительный тайный советник и министр Департамента уделов (то есть, распорядитель имущества императорской семьи) Николай Борисович Юсупов давал бал в честь государя Александра II. В списке приглашенных был и женевский художник Прикам, который с собой привез «аппарат фотографит», а также «два ящика с фотографическими препаратами». В итоге до нашего времени дошло 8 снимков Архангельского, сделанные в 1860 году.
Юсуповы были первыми, кто оценил прикладное значение фотографии. Сохранилось более 600 позитивов, на которых зафиксированы принадлежавшие княжеской семье дворцы с их интерьерами и произведениями искусств – все эти снимки использовались как дополнение к периодически составлявшимся описям, фиксировавшим движимое и недвижимое имущество Юсуповых в Петербурге, Москве, Архангельском, Красном селе, Крыму и во Франции. Например, стереоскопические дагерротипы Шнайдера и Зоене запечатлели парадную часть дворца на Мойке в Петербурге, а фотографии Лиебера – усадьбу в Булони.
Ну и конечно и сами Юсуповы – особенно Зинаида Николаевна Юсупова, мать Феликса Феликсовича, которая была одной из самых красивых женщин своего времени, увлекались портретной фотографией, приглашая в Архангельское всех именитых фотографов тог времени. Например, в 1894 году гостем Бсуповых стал генерал-лейтенант Игорь Григорьевич Ностиц, один из первых фотолюбителей
России. Ностиц был не просто фотографом-самоучкой, но и первым репортером, объехавшим множество стран, включая Индию и Китай.
В дальнейшем фотосъемки во время пребывания в усадьбе становятся семейной традицией. Сохранившиеся работы запечатлели эпизоды обычной жизни на даче: катание на качелях и лазанье по шесту за сувенирами, кавалькаду всадников на парадном дворе, прогулки в экипажах по усадебному парку, расположившийся у здания дворца оркестр популярных в Москве румынских музыкантов.
Куда пойти: Мультимедиа Арт музей
Адрес: Москва, Остоженка, 16.
Перформанс на Солянке
В «Ночь в музее» Галерея на Солянке станет единым пространством-мастерской, где вместе с современными художниками можно будет принять участие в так называемом производстве искусства – здесь пройдет Арт Сквот Форум, фестиваль современной культуры и метод, объединяющий культурные сообщества. Это, как говорят кураторы выставки, принцип «здесь и сейчас», междисциплинарность и поиск нового актуального контента.
Галерея Солянка превратится в объемную декорацию художественных мастерских, в которых будут выставлены не просто художественные произведения – результаты работы, но перформансы – сам творческий процесс, художник в моменте созидания. В эти дни широкой публике будут открыты помещения, в которые у нее никогда не было возможности заглянуть. В комнаты, обычно занимаемые офисами и подсобными помещениями, в залы первого и второго этажа заселятся художники и художественные группы, исследующие закоулки Солянки. В Год театра мы хотим перевести выставочный формат на язык современных перформативных практик и обратиться к повседневности и способам ее преображения. Жизнь как перформанс – центральная тема Солянка Арт Сквот Форума.
Также в программе моноспектакль актера Алексея Юдникова «Носитель», в котором он в театрализованной форме пересказывает известные и не очень фильмы, и one man show куратора Арсения Сергеева «Я покажу тебе смотреть» о том, как делать и смотреть выставки.
Куда пойти: Галерея на Солянке
Адрес: Москва, ул. Солянка 1/2, стр. 2
Гоголь, Интуристы и небоскреб
Музей Москвы вновь станет центральной площадкой общегородской акции Ночь музеев. В программе – выставки, кураторские экскурсии, немое кино, выступления экспериментальных музыкантов и многое другое. Вход в Музей Москвы и филиалы 18 и 19 мая бесплатный.
В рамках «Ночи в музее» выставки «Гоголь в Москве», «История Интуриста в советском туристическом плакате», «Сундук памяти», «Москва XIX и XXI веков».
Самое интересное – это выставка «История Интуриста в советском туристическом плакате. Из частных собраний». Впервые представлена ретроспектива оригиналов зарубежных рекламных постеров Интуриста, созданных в 30-70-е годы XX века специально для зарубежного зрителя. Неизвестные на родине, они создавали на Западе идеальный коммерциализированный образ советского отдыха. Специально для западного потребителя реклама жизни в СССР была выполнена в популярном на Западе стиле ар-деко и напоминала работы русского авангарда, широко известные в Америке и Европе.
Также для экспозиции Музей Москвы предоставил советские курортные фотографии и вещи путешественников 1960-1980 годов: одежду повседневную и для отдыха, коллекцию чемоданов и средства передвижения – велосипеды и автомобили.
На выставку «Город на высоте: Москва и москвичи в годы войны» на смотровой площадке PANORAMA360 в башне «Федерация» будет организован бесплатный вход по регистрации на 20:00, 21:00 и 22:00. На каждый час доступно 100 бесплатных мест.
Куда пойти: Музей Москвы
Адрес: Москва, Зубовский бульвар, 2.
В гостях у Солженицына
В прошлом году в Москве состоялась торжественная церемония открытия нового музея: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына и Музей-квартира Александра Солженицына. Музей разделен на секции — «Кухня Солженицыных», «Нобелиана», «Арест», «Работа над «Красным колесом»», «Фотолаборатория 1970-х годов», «Кабинет Солженицына 1990-х годов». В «Ночь в музее» здесь состоится спектакль о том, как писателю вручили Нобелевскую премию: деталей пока не раскрывают, но должно быть как минимум интересно.
Куда пойти: Музей-квартира Александра Солженицына
Адрес: Тверская улица, дом 12, стр. 8