В экспозиции более 50 плакатов времен Великой Отечественной войны, поступивших из Государственного архива РФ, Музея-заповедника «Дмитровский кремль», Музея-панорамы «Бородинская битва», частных коллекций Д. Захарова и А. Гордейчика. В том числе два, только сейчас извлечённых из архивных запасников, датированы 1939 годом: «Если сунет враг нам рыло – с фронта будет он разбит и с тыла» и «Красный флот – зоркий страж морских границ СССР» А. Рачевского.
[gallery ids="41080,41082"]
Первый военный плакат – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» – был создан М. Куприяновым, П. Крыловым, Н. Соколовым (Кукрыниксами) в первые же сутки войны. Его выпустило московское издательство «Искусство» 24 июня 1941 года. Через несколько дней, 29 июня, газета «Советское искусство» сообщила, что над плакатами для этого издательства работает около пятидесяти художников.
Первое «Окно ТАСС» – «Взял фашист маршрут на Прут…» – в исполнении одного из основателей «Окон сатиры РОСТА» и журнала «Крокодил» М. Черемных «открылось» 27 июня в четыре часа дня на Кузнецком мосту.
Печатный плакат наравне с «Окнами ТАСС» и графическими репортажами решал по-военному быстро и действенно тактические задачи каждого дня.
[gallery size="medium" ids="41099,41086,41088,41089,41090"]
Не выставлявшиеся в музеях плакаты: «Юноши и девушки, защищайте свободу, родину и честь, завоёванные вашими отцами» П. Корецкого (1941); «Изучай санитарное дело! Оказывай первую помощь пострадавшим от вражеских налётов» В. Ливановой (1941); «Каждый комсомолец должен овладеть военной специальностью!» В. Алимовой (1941). Или того же года «В небесах, на земле и на море» Н. Кочергина, «Фашизм злейший враг женщин. Все на борьбу с фашизмом» Н. Ватолиной, «Обрушим всю силу могучей боевой техники против наглого врага» П. Мальцева.
Плакат «Знамя полка – честь полка» А. Кокорекина (1943) получил вторую премию в конкурсе на лучший плакат и лубок. Есть и другие не менее живописные по стилю плакаты этого художника. «Первомайский привет героям фронта!» и «За Родину!» (1942); «Добьём немецко-фашистских захватчиков в их берлоге!» (1944); «Воину-победителю – всенародная любовь!» (1944), «С Новым годом, ребята!» (1944).
[gallery size="medium" ids="41095,41098"]
Именно признанные мастера живописи, станковой и книжной графики превратили плакат в острое идеологическое оружие, внеся в него образность, изобретательность, художественный вкус. Как, например, один из основателей петроградских «Окон РОСТА» и создателей искусства советской иллюстрации к детской книге В. Лебедев.
Но немало и тех, кто только заявил о себе в 1930-х годах: уже упоминавшийся А. Кокорекин, В. Иванов, В. Корецкий, Л. Голованов…
На одном из плакатов Кукрыниксов со словами С. Маршака: «Назначили народы-братья над вражьим городом свидание. При каждом их рукопожатьи трещит фашистская Германия» (1941) изображены два приветствующих друг друга лётчика – с американским флагом и красной звездой, с самолётов которых обрушивается на Германию поток бомб.
Другой плакат – карикатура. Острая, меткая, сатирическая, беспощадно разящая, разоблачающая: «Били мы врага копьём, били мы врага ружьём, и теперь стальным оружьем бьём врага, где обнаружим!».
«…У меня уже были масляные краски, добытые в сентябре, во время боёв в Ушачинском гарнизоне. В доме одного полицая я наткнулся на имущество разграбленного книжного магазина, среди которого обнаружил масляные краски. Для меня тогда и бой не в бой стал, так я обрадовался. Набил тюбики за пазуху и в карманы, одежда оттопырилась, выскочил в окно, ну и бегом на компункт, но ложиться при перебежках я не могу – краски мешают, бегу, слегка пригибаюсь <…>
Мой поступок сначала вызвал недоумение партизан, принявших краски за тюбики вазелина. Ребята удивлялись и смеялись, <…> считали, что рисковать из-за красок нет никакой необходимости. Но уже на второй день, когда я на простыне нарисовал Чапаева в бою, комбриг Ф.Ф. Дубровский и комиссар В.Е. Лобанок решили использовать моё искусство в борьбе с фашистами. Сразу был приказ по бригаде: красок зря не тратить, только по приказу командования; если кто найдёт краски – нести их в штаб бригады и сдать художникам. Хотя мы с Николаем Гутиевым были разведчиками, но с этого дня нас стали звать художниками». Николай Обрыньба
Один из распространённых приёмов художников-плакатистов – обращение к историко-батальным темам и образам, опора на авторитет легендарных полководцев. «Били, бьём и будем бить» В. Серова (1941) и со сталинским призывом: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Александра Суворова, Михаила Кутузова» П. Алякринского (1942). В. Иванов внизу своего плаката крупным шрифтом дал крылатый призыв А. Суворова: «Бей, коли, гони, бери в полон!» (1942).
Несколькими выпусками как образец газетно-журнальной графики представлено издание Ленинградского Союза советских художников «Боевой карандаш», логотип – палитра, которую пересекает винтовка, а «возглавляет» остро отточенный карандаш, нацеленные в одну сторону. Выпуск № 10 «Освобождать народы – в том из веков в века есть участь благородного российского клинка» Н. Быльев дополнил отрывками из русской народной былины «Добрыня и Змей» и казачьей песней. Те же развёрнутые названия и в остальных – № 20, 39, 69, 71: «Слухи – врага оружие… Гитлера скрытая речь <…> Всех шептунов – обнаруживай! Слухи – спеши пресечь!» и «О хвостах и крестах…» Н. Муратова; «Молниеносная война затяжная!» и «“Новое” в немецкой стратегии и печати» И. Астапова и В. Курдова (1943).
О широко и мощно развернувшейся наглядной агитации и пропаганде на фронте и в тылу свидетельствуют плакаты «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью» Н. Ватолиной и Н. Денисова (1941); «Быстрее восстановим путевое хозяйство и связь в районах, освобождённых от немецких оккупантов!» В. Ёлкина(1942); «Военный заём. Трудящиеся СССР! Подписывайтесь на Второй Государственный военный заём! Ускорим разгром гитлеровских разбойников, вероломно напавших на нашу родину!» Я. Лернера и М. Николаева (1943); «Участием в третьей денежно-вещевой лотерее вы помогаете фронту!» Л. Голованова (1943); «За кровь и слёзы наших детей смерть немцам!» (1943) и «Захватчиков подлых с дороги сметём!» (1944) А. Казанцева; «Псков освобождён от немецких захватчиков!» Т. Ксенофонтова (1944).
[gallery ids="41112,41113"]
Важную роль в пропаганде героизма играли портреты отличившихся солдат и командиров. Акцент сделан на «военных» чертах характера – выражение волевой напряжённости, особой подтянутости, серьёзности и сосредоточенности: «Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник А.И. Покрышкин» С. и Ст. Аладжаловых (1945); «Народный комиссар Военно-морского флота Н.Г. Кузнецов» А. Трескина (1945); плакат «За Родину!» А. Кокорекина.
По мере приближения к окончанию войны названия плакатов «сужаются», становясь всё лаконичнее и лаконичнее. Вот год 1945-й: «Ждём с победой!» и «Ждите с победой!» Н. Ватолиной; «Так оно и будет!» и «Водрузим над Берлином знамя победы!» В. Иванова; «Слава победителям!» М. Гордона, Л. Орехова и Л.Петрова; «Победа. Берлин. 1945 г.» В. Карпова.
Три образца наглядной художественной агитации из послевоенного времени московского графика заслуженного художника РФ М. Лукьянова, предоставила его дочь, преподаватель Школы акварели Е. Лукьянова. Это работы: «Наследники славы гвардейцев-героев, прошедших суровой дорогой побед, мужая в рядах нерушимого строя, на страже отчизны стоят у ракет» (1976); «Взвейтесь выше, яркие ракеты! Прозвучи, салюта мирный гром! Солнечному празднику Победы всенародно славу воздаём» (1978); «Столицу собою закрыв, наши деды платили большою ценой, и стала залогом Великой Победы победа в боях под Москвой!» (1991).
[gallery order="DESC" ids="41118,41119,41120"]