В Научно-мемориальном музее профессора Н.Е. Жуковского открылась выставка «Крылья мира и дружбы», приуроченная к столетнему юбилею компании «Аэрофлот».
В 1923 году, в год открытия фирмы «Добролёт», стартовал первый регулярный авиарейс внутри страны – из Москвы в Нижний Новгород и обратно. Но только через 9 лет – в 1932 году – появилось Главное управление гражданского воздушного флота, а фирма «Добролёт» была преобразована в «Аэрофлот».
Среди выставочных образцов – модели самолётов, числившихся в парке «Аэрофлота» в первые годы становления компании. Доступны к просмотру первые К-5, АК-1, ПС-9 и прототипы современных российских лайнеров. Зрители увидят коллекцию исторических значков на тему авиации, также на выставке экспонируются архивные документы о жизни выдающихся советских авиаконструкторов.
Куда пойти: Научно-мемориальный музей профессора Николая Егоровича Жуковского.
Адрес: Москва, ул. Радио, д. 17.
Возрастное ограничение: 6+
* * *
В Музее Победы открылась историческая выставка «Крупным планом», приуроченная к началу нового учебного года. Посетители узнают о судьбе школьников в годы Великой Отечественной войны, увидят «Орфографический словарь» для начальной, неполной средней и средней школы, изданный в 1937 году Государственным учебно-педагогическим издательством. Работа по его составлению была начата профессором Александром Пешковским и продолжена известным лингвистом Дмитрием Ушаковым, который довёл работу до конца в сотрудничестве с Сергеем Крючковым. Словарь принадлежал Григорию Максимову, который в годы войны, будучи 12-летним мальчишкой, был партизаном и работал почтальоном.
Куда пойти: Музей Победы.
Адрес: Москва, пл. Победы, д. 3.
Возрастное ограничение: 6+.
* * *
В Историческом музее под эгидой Министерства культуры РФ работает выставка «Новороссия». Уникальный проект рассказывает гостям об истории появления и развития Северного Причерноморья, регионы которого были включены в состав Российский империи в 1764 году.
Правда, в первое время регион включал лишь небольшой участок, где Крымское ханство граничило с Россией. Затем в состав Новороссии постепенно вошли другие территории, на юге страны начали строиться новые населённые пункты и порты. Земли из степной полосы превратились плодородные обработанные для сельского хозяйства поля.
В 1783 году Российская империя объявила о включении в свой состав территории Крыма.
Куда пойти: Государственный исторический музей.
Адрес: Москва, Красная площадь, 1.
Возрастное ограничение: 12+.
* * *
После дебюта в Петербурге в Новую Третьяковку привезли персональную выставку Александра Рубцова, графика и живописца, воспевшего в начале 20-х годов прошлого века в своих работах красоту Востока. Окончив Императорскую Академию искусств, он получил звание художника по живописи и право на поездку в любую страну мира для продолжения обучения живописи за счёт казны. И вот, совершив путешествие по европейским городам, Рубцов в 1914 году оказался в Тунисе, который тогда был французской колонией-протекторатом. Жизнь в «жемчужине французского Магриба» так понравилась Рубцову, что он решил остаться в Африке навсегда. И стал зарабатывать портретами на заказ. Также художник путешествовал по Алжиру и Марокко, запечатлел пески Сахары и горы Атласской гряды, снискав себе определённую известность среди французских кругов любителей искусства.
Сегодня большая часть работ Рубцова принадлежит российскому бизнесмену родом из Туниса Меди Дуссу. Для выставки «Под солнцем Карфагена» в музей привезли восемьдесят пять картин и рисунков из его коллекции. Также в экспозиции представлены полотна учителя Рубцова – Яна Ционглинского – и работы тунисского периода Василия Кандинского.
Куда пойти: Новая Третьяковка.
Адрес: Москва, ул. Крымский Вал, 10.
Возрастное ограничение: 0+.
* * *
В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Лев Бородулин. Предугадать момент», посвящённая жизни и творчеству легендарного спортивного фотографа, одного из ведущих фотографов журнала «Огонёк». Экспозиция приурочена к 100-летию со дня рождения мастера. Организаторами выступили Еврейский музей и Израильский культурный центр «Натив» при Посольстве Государства Израиль в РФ.
Выставка состоит из пяти разделов, охватывающих все основные этапы его творчества: от ранних работ и формирования авторского языка до хрестоматийных спортивных фотографий и документальных снимков, созданных после переезда в Израиль 1973 году. Там он тоже снимал спортивные мероприятия, а также повседневный быт Израиля и, как и во время жизни в СССР, много путешествовал, сохраняя впечатления в фотографиях.
Куда пойти: Еврейский музей.
Адрес: Москва, 11, стр. 1а, Бахметьевский гараж.
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Центр визуальной культуры Béton представляет выставку «Жилище будущего», на которой творческая группа «ГрОМ» размышляет над тем, как могли бы выглядеть островки цивилизации, которые человечество заберёт с собой, отправляясь покорять новые миры.
Некоторые работы созданы при помощи искусственного интеллекта. Тем самым авторы включаются в дискуссию о том, как нейросети меняют мир искусства, какой вызов художникам бросают современные информационные технологии и помогут ли нейропомощники переосмыслить искусство фотографии? Всё это – неизбежное будущее или временная мода?
Куда пойти: Центр визуальной культуры Béton.
Адрес: Москва, Якиманская наб., 2, корп. 1.
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Центр творческих индустрий «Фабрика» и Moscow Circular представляют выставку «Границы невидимого». Это итоговый проект лаборатории «Невидимые природные циклы в городе», приглашающий сделать первый шаг на пути к пониманию экосистемы городской территории.
В рамках проекта пять художниц из разных городов России слушали лекции, встречались с экспертами и вместе постарались отобразить через призму искусства среду обитания в больших городах.
Куда пойти: ЦТИ «Фабрика».
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18.
Возрастное ограничение: 0+.
* * *
Новая выставка в «Росфото» посвящена легендарному фотографу ленинградского андеграунда Сергею Свешникову. На ней представлено более 200 произведений, где запечатлены художники Тимур Новиков и Сергей Курёхин, музыкальные группы «Телевизор» и «Ноль» и другие герои восьмидесятых-нулевых годов. Также зрители увидят работы из серии «Энтропия»: монохромные фотографии, раскрашенные автором вручную; снятый на инфракрасную пленку проект «Монрепо»; фотоснимки для пластинок и обложек журналов и отпечатки с негативов, ранее никогда не демонстрировавшиеся широкой публике.
Куда пойти: Музейно-выставочный центр «Росфото».
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 35.
Возрастное ограничение: 12+.
* * *
Marina Gisich Gallery представляет проект Бориса Казакова «Врачи/Избушки».
Казаков – один из моторов петербургского параллельного кино. Работая в традиции «дикого» рисования ленинградских «новых художников» и «некрореалистов» восьмидесятых годов, Казаков создал фильм «Колы», собравший призы престижных международных кинофестивалей и находящийся теперь в коллекции Музея кино в Амстердаме. На время выставки куратор и экспозиционер проекта Катя Бочавар трансформировала пространство галереи в мастерскую художника, где можно не только увидеть фильмы, видео-арт, живопись, графику и объекты, но и встретить самого Бориса Казакова. В некоторые дни он будет находиться в пространстве выставки и рассказывать свои истории.
Куда пойти: Marina Gisich Gallery.
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 121.
Возрастное ограничение: 0+.
* * *
В онлайн-кинотеатрах вышли первые эпизоды нового комедийного сериала «Крутая перемена» с Никитой Ефремовым, сыном Михаила Ефремова, который стал настоящей звездой после сериалов «Библиотекарь» и «Нулевой пациент».
Итак, в самом начале нулевых Андрей Ларионов (его как раз и играет Никита Ефремов) обещал маме-учительнице, что, окончив вуз в Москве, вернется в родной Арзамас и тоже станет учителем литературы. Но вот обещание он своё выполнил только 20 лет спустя, когда у занимавшегося бизнесом Андрея прогорел очередной дурацкий стартап и теперь на нём висит долг в три миллиона.
Однако, кредитор, а в прошлом его однокурсник, советует Андрею вернуться на малую родину и работать там по специальности и с зарплаты постепенно гасить долги. В итоге Андрей устроился учителем литературы сразу на две ставки – и в обычную школу, и в вечернюю школу при колонии. И не всегда понятно, с какими учениками работать безопаснее.
Но на такие жертвы Андрей идёт не просто так. Дело в том, что в колонии отбывает срок его отец Сергей Петрович Ларионов, с которым у сына отношения, мягко говоря, не сложились. В частности, отец уверен, что срок ему дали именно из-за тёмных делишек отпрыска. Но наладить отношения с отцом крайне необходимо: без его разрешения не получится продать фамильный дом. Так что для демонстрации чистоты намерений вернуться в преподавательскую деятельность Андрей идёт преподавать литературу заключённым.