Важно учитывать, что последние годы жизни Александра Сергеевича пришлись на 1830-е. В этот период ещё не все современники разделяли убеждение, что Пушкин – первостепенный автор, включая критиков Виссариона Белинского и Николая Полевого. Они предлагали на место гения совершенно другие фигуры: тех, о ком сейчас мы даже не вспоминаем, например Владимира Бенедиктова. Он, по мнению критиков, должен был занять место Пушкина.
Но впоследствии, когда всё более явно стал звучать запрос на национального гения, русские просвещённые умы объявили таковым Александра Сергеевича Пушкина. В 1859 году поэт и критик Аполлон Григорьев попытался определить характер поэзии Александра Сергеевича. Он отмечал, что «Пушкин – наше душевное и особенное», и делал акцент именно на слове «наше». Он призывал смотреть на Пушкина не только как на художника, но и видеть в его творчестве отражение русского духа и народности. Пушкин стал воплощением русского национального духа.
За свою сравнительно короткую творческую деятельность поэт охватил очень многие тематические и жанровые сферы. Критики пушкинской эпохи отмечали талант перевоплощения великого поэта. Он брался за очень многие темы и писал о них с разных позиций. Для Пушкина была важна работа не только с жанрами, но и с языковой и стилистической палитрой. Его языковые поиски были ориентированы одновременно на старую славяно-русскую традицию и на европейские образцы.
Пушкина очень беспокоила проблема русского языка. Это подтверждают и строки из «Евгения Онегина»: «Доныне дамская любовь не изъяснялася по-русски». Интерес к родному языку и вывел Пушкина в авангард поэзии и привлек к нему всеобщее внимание. Он практически в одиночку не только создал новый литературный язык, но и заставил говорить на нём всю Россию.
Статус гения породил множество легенд и мифов о великом поэте. Разобраться в них нам помогла кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела пушкиноведения Института русской литературы Алина Бодрова. Её лекция «Пушкин в пространстве мифа» состоялась в Библиотеке иностранной литературы, известной тем, что здесь сохранились многие книги, которые читал Пушкин.
Удивительно, но Пушкин сам рождал мифы о себе: то он составил длинный перечень своих любовниц, то «случайно потерял» «чёрный список» с именами своих врагов, то выдумывал несуществующие страдания…
Вспомним легенду о том, что Пушкина от ареста по делу декабристов якобы спас заяц. За несколько дней до восстания на Сенатской площади Пушкин выехал в Петербург. В этот момент заяц перебежал ему дорогу, а это считалось плохой приметой. Пушкин был суеверен и повернул назад. Считается, что если бы не это животное, то Пушкин стал бы участником мятежа и был бы казнён. Бодрова утверждает, что дело было не совсем так. Друг поэта Сергей Соболевский рассказывал, что на самом деле заяц перебежал дорогу Пушкину, когда тот ходил попрощаться с соседями в Михайловском. По дороге домой поэт ещё только думал о поездке в Петербург, но в воротах усадьбы он встретил священника (тоже дурная примета!). Посчитав это знаком судьбы, Пушкин решил никуда не ехать.
До сих пор различные легенды ходят вокруг «донжуанского списка» поэта. Он сам составил его в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой. Загадочный список пытаются расшифровать и многие современные исследователи. Они задаются вопросом: это хронологический перечень женщин, которыми увлекался Александр Сергеевич или с которыми он был близок? Лектор отметила, что в перечне есть имена не только молодых женщин. Пушкину не хватало материнской ласки. Скорее всего, поэт видел в состоявшихся женщинах образ матери и тянулся к ним. Среди его увлечений была и замужняя Екатерина Карамзина, старше поэта почти на двадцать лет, и княгиня Евдокия Голицына, ровесница Карамзиной. Ходили разговоры и про «утаённую любовь» Пушкина. Его современники пришли к такому выводу после поэмы «Бахчисарайский фонтан». В произведении есть строки о безумной, но неназываемой любви. А публикация «донжуанского списка» Пушкина только подогрела интерес любопытных. Они стали подозревать, что с юности у поэта была тайная возлюбленная.
Бодрова убеждена, что никакой утаенной любви у Пушкина не было. За образом тайной возлюбленной стояла литературная условность. Если подробно проанализировать стихи и письма, то можно понять, что Пушкин демонстративно подчеркивал, что у него есть сердечная тайна. Она была нужна поэту как важная часть биографической легенды. Это было своеобразным подражанием зарубежным гениям: у Петрарки была Лаура, у Байрона – Тирза.
Чем масштабнее фигура перед нами, тем больше о ней возникает домыслов. Несмотря на то что современные почитатели таланта Пушкина знают о нём очень многое, у них сохраняется желание «домыслить» его. Большая часть мифов связана с биографией поэта, и это при том, что существует «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина» в нескольких томах, из которой можно узнать, чем он занимался практически каждый день.
Несмотря на это, легенд о Пушкине образовалось чрезвычайно много. Мы упомянули лишь некоторые из них. Романтическая эпоха, в которой жил и творил Пушкин, диктовала свои законы. И им великий поэт должен был соответствовать. К сожалению, Александра Сергеевича не стало в расцвете его поэтических возможностей, которые были необычайно велики. Он видел свое назначение как поэта в том, чтобы в «жестокий век» восславить свободу и «милость к падшим» призывать. Об этом он говорит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Благодарные потомки воздвигли ему не только множество памятников по всей России, но и возродили множество мифов о нём. Наверное, это даже и хорошо: память о великом поэте будет жить ещё многие века как своеобразный нерукотворный памятник.