В ММоМА на Петровке открылась большая выставка народного художника СССР, лауреата Ленинских и Сталинских премий и главного портретиста советских вождей Дмитрия Налбандяна, которого часто называли «Первой кистью Политбюро».
Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, он в 1931 году приехал в Москву. Здесь он работал плакатистом и карикатуристом в журнале «Крокодил», мультипликатором на киностудии «Мосфильм».
В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу Дмитрия Налбандяна, – в Кремле он встретился с Серго Орджоникидзе, другом своего отца. Орджоникидзе познакомил молодого художника с Сергеем Кировым и ввёл в круг партийной элиты. Вскоре после этого Налбандян написал своё первое большое полотно – «Речь С.М. Кирова на XVII съезде ВКП(б)». Картина выставлялась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, публиковалась в газетах «Правда» и «Известия», тиражировалась в репродукциях.
Вскоре Налбандян стал членом Московского союза советских художников и Академии художеств СССР, получил Сталинскую премию за портрет Иосифа Сталина и Ленинскую премию за образы ленинианы.
Именно серия портретов вождя мирового пролетариата стала визитной карточкой художника, прославившей его во всем мире
К сожалению, куда менее известны его пейзажи и натюрморты, хотя именно они говорят о нём как об «импрессионисте коровинского толка», способном передать настроение быстрой и лёгкой кистью.
Куда пойти: ММОМА на Петровке
Адрес: ул. Петровка, 25
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет свой самый масштабный проект года – выставку «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев», организованную совместно с Государственным Эрмитажем.
Впервые с 1937 года на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет показано более 50 работ великих испанских художников XVI–XIX веков, среди которых Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Франсиско Гойя и другие. Участие Эрмитажа неслучайно – здесь коллекция испанской живописи начала создаваться ещё в XVIII веке; сегодня же она насчитывает более 150 работ и является самой крупной за пределами Испании.
Одновременно в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков». В семи разделах выставки будут показаны произведения, вдохновлённые Испанией и её историко-художественным наследием: колоритные «испанки» и «испанцы» Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой и Александра Яковлева, выразительные пейзажи Максимилиана Волошина и тонкая архитектурная графика Романа Клейна.
Экспозиция даст возможность проследить, как складывался русский «миф об Испании», о которой в XIX веке говорили: «Африка начинается за Пиренеями». Знойный, красочный мир пленял каждого путешественника, воспоминания о нём непроизвольно просачивались на эскизы, холсты, ткани и бумагу.
Куда пойти: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Также ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина», посвящённую культурному наследию древнего государства Урарту, существовавшего в IX–VII веках до н.э. на территории нынешней Армении.
На выставке впервые будут представлены артефакты с самых первых раскопок, проведённых на месте крепости Тейшебаини ещё во времена императорской России, а также памятники, найденные в ходе совместной экспедиции Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1952–1978 годах на холме Арин Берд, где располагалась крепость Эребуни – собственно, в честь этого города, являющегося историческим центром Еревана, названа и нынешняя столица Армении.
Особую ценность урартской коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина составляют монументальные росписи, найденные у храма бога Халди и в большом зале дворца царя Аргишти I в Эребуни. В отличие от монументальной живописи соседней Ассирии и Месопотамии в целом, эти росписи сохранились в большом количестве благодаря более благоприятному климату Армении и наличию сразу нескольких живописных слоёв, датирующихся разными периодами.
После исчезновения Урарту наследие этого царства становится фундаментом, на который опиралась в своём развитии древнеармянская культура. В середине VI века до н.э. эти территории вошли в состав империи Ахеменидов как сатрапия Армения. Это наглядно показывает первое упоминание Армении в Бехистунской трёхъязычной надписи царя Дария I, датируемой 520 годом до н.э., которое вынесено в подзаголовок в названии выставки. В древнеперсидской версии надписи страна названа «Армина», в эламской – «(Х)арминуя» (Армения), а в аккадской – «Урашту» (Урарту).
Куда пойти: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Музей современной истории России представляет выставку знаменитого российского и советского художника-графика и карикатуриста Дмитрия Моора.
Дмитрий Стахиевич Орлов взял себе псевдоним Моор неслучайно: характер главного героя шиллеровских «Разбойников» соответствовал страстному, романтическому темпераменту художника. Основные темы графики Моора – революционные события, военные действия, принятие конституции, строительство нового мира. Моор активно сотрудничал с Владимиром Маяковским в «Окнах РОСТА», его карикатуры появлялись на страницах «Правды» и «Известий».
Куда пойти: Квартира Г.М. Кржижановского
Адрес: Москва, ул. Садовническая, 30 стр. 1
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В галерее ГУМ-Red-Line идёт выставка Михаила Балана «Дхьяна. Глубокое сосредоточение». В экспозицию вошли 25 работ, сделанных из дерева, найденного в разных точках планеты. Например, «Восхождение» («Татлин и небо») создано из лианы с острова Бали, драматическая фигура «Собирающего камни» из можжевельника, привезённого с Кавказа, с вросшими в древесину камнями, «Памятник настоящему» из массива пальмы, соединённого с деталью старинного ткацкого станка из Тверской области.
Куда пойти: галерея ГУМ-Red-Line
Адрес: Москва, ГУМ, 1-ая линия, 3-й этаж
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Московский музей современного искусства представляет выставку Марии Тимофеевой «Память заменяет мне вид из окна». Композиционный центр проекта – макет многоквартирного дома. Когда-то художница прожила в такой девятиэтажке в Воркуте три года. В своё время здание было самым известным в городе, в нем кипела жизнь. Сейчас дом почти забыт и покинут.
Мария Тимофеева бережно воссоздала истории его жильцов. Посетители найдут в экспозиции аудиоинтервью, фотографии, фотоколлажи, а также видеофильм, созданный на основе найденной архивной киноплёнки.
Куда пойти: ММОМА на Гоголевском
Адрес: Москва, Гоголевский бульвар, 10 ст2
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В «Доме на Хлебном» – выставка современного искусства «Под водой танцуют тени», объединяющая произведения современных художников из Москвы и Санкт-Петербурга – Якова Хомича, Сослана Сосиева и участников арт-группы Interlnkd. В экспозиции представлены работы, созданные в разных техниках – графика, текстиль, керамика, живопись, – но объединённые визуальной метафорой хрупкости и неуловимости наших детских воспоминаний и ощущений.
Молодой художник Яков Хомич представит две серии новых работ – Kid Notes и Cloud. В произведениях из серии Kid Notes художник смешивает элементы абстрактного и концептуального искусства.
Петербургский автор Сослан Сосиев представит на выставке серию работ «Сны», выполненных в графической технике на бумаге на манер детских выцветших книжных иллюстраций.
Куда пойти: пространство «Дом на Хлебном»
Адрес: Москва, Хлебный переулок, 19
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В Музее «Садовое кольцо» пройдёт выставка «50 лет жилому дому серии П-3», посвящённая панельным домам советского «бизнес-класса». Первое экспериментальное 16-этажное здание серии было построено в 1973 году по адресу Ленинский проспект, 150, а уже с 1974 года П-3 запустили в массовое производство. С учётом более поздних модернизированных версий такие дома строили до 2015 года.
На выставке можно будет увидеть макет дома серии П-3, фотографии и фрагменты кинохроники 1970–1980-х годов, плакаты с изображением Олимпийской деревни, а также публикации из советских архитектурных журналов.
Куда пойти: Музей Садовое кольцо
Адрес: Москва, просп. Мира, 14, стр. 10
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В Новой Третьяковке открывается выставка «Дети Великой Отечественной», приуроченная ко Всемирному дню ребёнка, который отмечается 20 ноября. Этот день, провозглашённый Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1954 году, направлен на обеспечение благополучия детей во всем мире. Право на заботу, внимание, гармоничное развитие личности, социальные блага – всего этого ребёнок лишается во времена войн.
В состав выставки вошли живописные, скульптурные и графические произведения мастеров отечественного искусства, где в фокусе внимания – дети войны. На выставке представлены такие знаменитые живописные произведения, как «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Мать» Бориса Неменского, «Письмо с фронта» Александра Ларионова, «Дети войны. 1941 год» братьев Ткачевых, а также картины Николая Андронова, Джемала Мирзашвили, Игоря Обросова и других отечественных художников XX века.
Куда пойти: Новая Третьяковка
Адрес: Москва, ул. Крымский Вал, 10
Возрастное ограничение: 12+
* * *
25 ноября 2023 года Дарвиновский музей отпразднует Всероссийский день матери. В этот день любой желающий сможет пройти квест о заботливых мамах, создать праздничный букет для мам в технике коллаж, принять участие в познавательных играх и занятиях, посвящённых зоомамам, и послушать концерт юных музыкантов.
Квест «Заботливые мамы» – это игра-путешествие по залам Дарвиновского музея, во время которого вы узнаете, как заботятся о своих детях мамы самых разных животных.
Куда пойти: Государственный Дарвиновский музей
Адрес: Москва, ул. Вавилова, 57
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В большой прокат выходит биографическая спортивная драма «Легенда о самбо» Андрея Богатырёва, ранее снявшего картину «Красный призрак» и работавшего над сериалом «Вампиры средней полосы».
Лента выходит не просто так, а к 85-летию с момента возникновения этого вида единоборств – именно в ноябре 1938 года вышел приказ Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорту СССР «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)», согласно которому самбо – то есть «самооборона без оружия» – была включена в перечень видов спорта, культивируемых в СССР. Но премьера нового стиля рукопашного боя состоялась ещё раньше – на Московской спартакиаде 1936 года. В финале против японского мастера боевых искусств вышел Виктор Спиридонов – ветеран, прошедший русско-японскую войну, разрабатывающий приёмы для самообороны для русских солдат. Уже в советское время он стал тренером специального отряда милиции, который ведёт борьбу против хулиганов и грабителей, очищающих склады с провизией. Но Спиридонов проиграл в поединке, и тогда на ковёр выходит Василий Ощепков, дзюдоист, выросший и обучавшийся в Японии
Но слаженного тандема из двух борцов, одержимых идеей создания национальной борьбы, не получается. Спиридонов начинает вести ревностную борьбу с Ощепковым, увидев в нём соперника. Это противостояние поддерживается и спортивными чиновниками, которые предлагают Ощепкову тренировать сборную СССР. Свидетелем этого конфликта между мастерами становится в том числе их ученик Анатолий Харлампиев. Именно он систематизирует и упорядочит наброски своих тренеров и продолжит начатое ими дело.
Возрастное ограничение: 18+