Любопытно, что на съемках этого фильма разрешился давний конфликт между Ларисой Гузеевой и Гариком Харламовым, который с 2020 года регулярно публиковал в социальных сетях обидные ролики, смонтированные по следам передачи «Давай поженимся!». По словам телеведущей, она даже планировала отказаться от роли, так как не хотела работать вместе с Харламовым. Личная история артистов рифмуется и с киношной, включая кипучую ссору.
Известно, что перед Новым годом отечественный кинопром пытается разукрасить мрачные будни соотечественников либо разухабистыми сказками, либо перепевами старых мотивов, будь то бессменная «Ирония любви», «Чародеи» или «Ёлки». С «Тёщей» тоже мудрствовать лукаво не стали – использовали избитый сюжет о перемене тел. Комедия Аскара Узабаева сварена по-привычному: есть там и война стереотипной сварливой тёщи с незадачливым зятем, и воровство в ЖКХ, и святая вода, и водка, и женские мечты о груди певца Стаса Михайлова… Кстати, он там появится, причём в желанном многими дамами виде – в халате. В общем, очень наш, очень понятный набор, как и жанр новогодней комедии про чудо и волшебство и анекдоты про тёщу.
Ольга Николаевна (Лариса Гузеева) – женщина волевая и решительная, руководит ЖКХ, а заодно и своей семьёй: мужем, беременной дочкой Варей (Настасья Самбурская) и 41-летним зятем Витей (Гарик Харламов), который живёт в её трёшке, халтурит курьером и всё никак не может найти подходящую работу. Тёща носит цветастый халат, любит кошек, яркий макияж и млеет, когда Стас Михайлов поёт: «Для тебя рассветы и туманы…». В общем, жизнь Ольги Николаевны удалась, что само по себе явление в нашей стране нечастое. Эту киношную тёщу сегодня назвали бы абьюзером. Она тиранит дочь за недосоленный салат и ошибки в ударении, подкусывает мужа-подкаблучника, который трудится в похоронном оркестре. Перед Новым годом Ольга Николаевна отмечает день рождения – ей исполняется 61 год. Подчинённые из Средней Азии собираются спеть начальнице песню и простодушно дарят метлу. Жирный намёк не нуждается в комментариях.
И всё бы ничего, но зять Витя не только опоздал с поздравлениями, но и с подарком оплошал, потому жало тёщи особенно остро его терзает. А тёща у Виктора если и лезет в карман, то за чужими деньгами, а не за словом. Ольга Николаевна – мастер спорта по публичному гноблению зятя. И неудачник он, и не стартапер, а старпёр, и вообще зять ни дать ни взять.
Создатели «Тёщи» не стали изобретать велосипед, потому неизбежные повторы и цитаты сделали сюжетообразующим рычагом. Да и как иначе, когда у тебя в кадре «главная сваха страны» (Ольга Николаевна выдаёт знаменитую фразу из передачи «Давай поженимся»: «Ну, посмотрим на подарок жениха!») и резидент «Камеди Клаб». Кстати, Харламов в образе жеманной вздорной бабы смотрится гораздо забавнее, чем его напарница в роли самой себя.
Семейная перебранка произошла накануне Нового года, а родственные упрёки провидение посчитало желанием, которое надо исполнить. Зря, что ли, Ольга Николаевна брякнула, что Витя в её шкуре не протянет, а он пожелал, чтобы «тёща в лес ушла и обратно не пришла»? Да, наутро герои в ужасе поняли, что поменялись телами. А дальше – марафон попыток исправить ситуацию национальными методами. Тёща тащит себя и зятя в своём теле к соседке – потомственной гадалке Аиде, на рентген к подруге (вдруг медицина, так сказать, просветит), ну и, наконец, в церковь. Святая вода «бесов хорошо изгоняет», надёжный способ. Правда, в данном случае сеанс экзорцизма закончится полицией…
В самой несмешной части фильма, когда тёща с зятем встают на место друг друга, нам вроде как хотят показать, как люди разных поколений приходят к пониманию, попутно прокачивая терпимость и навык межнациональной дружбы. Но мораль фальшивит, в отличие от деталей самой жизни. А в ней женщины потеснили мужчин: тёща верховодит мужчинами, рассерженная мамаша расквасила нос Виктору, когда он пытался заработать на детском празднике. В костюме оленя. Ну и «мирит» враждующие стороны женщина-мать – правда, не русская, зато с семейными ценностями.
Ольга Николаевна рушит мечту Виктора, проваливая презентацию его проекта, увидев, что тот использовал её образ для визуализации похорон. Женщина, вселившись в тело зятя, костерит и его, и креативного продюсера с синими волосами, используя сексуализированное оскорбление, которое в нынешних реалиях уголовно наказуемо, но, увы, невероятно популярно.
Став мужчиной, тёща внезапно узнаёт несколько фактов: оказывается, муж Роман Павлович (Александр Лыков) ей давно изменяет, а зятя можно любить, «потому что его выбрала дочь». Урок семейноведения вперемешку с наивной психологией тёща-Витя получает за новогодним столом в многодетной семье мигрантов, которые и Ольгу Николаевну чтут, и семейные ценности блюдут – как какой-нибудь депутат Госдумы. Получается настоящее «укрощение строптивой», только в лайт-версии. Тёща в теле зятя, огорошенная внезапным открытием (и зять тоже человек), стремится поделиться этим знанием с народом, а заодно несёт благую весть: что ни делается тёщей – всё любя. Из токсичной женщины и хабалки она превращается в любящую голубицу с медоточивыми речами. Ну, почти превращается. Пытается.
С другой стороны, как не посочувствовать женщине, которой надо тянуть семью и «разруливать ситуации», потому что муж не добытчик, зять – тоже, а подчинённые не могут обойтись без твёрдой руки. Вот и старается женщина: пилит любя, ворует не для себя, а для семьи… С самой жизни списано. А зритель очарованно следит за рухнувшей тиранией в отдельно взятой киношной семье. И продолжает верить в сказки и новогоднее чудо.