Институт археологии создал виртуальный тур «Археология Георгиевского собора» по итогам своих экспедиций в Юрьев монастырь.
Юрьев монастырь – один из самых богатых и старых в России, в летописи впервые он упоминается в 1119 году в связи со строительством Георгиевского собора. Постройка высотой в 32 метра является одним из самых значительных памятников русского Средневековья, притом самых сложных для изучения. Юрьеву монастырю всегда покровительствовали русские князья и цари, так что здесь скопились удивительные материальные свидетельства и домонгольской, и средневековой эпохи. В начале XIX века, то есть при архимандрите Фотии, монастырь владел 4416 десятинами земли и 4654 душами крепостных крестьян.
Своё название святыня получила от имени Ярослава Мудрого (в крещении Георгия, или Юрия). По преданиям, он и основал монастырь в 1030 году. То есть этим постройкам без малого тысяча лет. 12 июля 1139 года собор освятили и украсили фресками, которые в 1830-х годах попросту сбили со стен и использовали в качестве подсыпки при планировке территории. А собор расписали заново, установив в нём семиярусный иконостас и наполнив древними иконами. Так здесь появилась икона Устюжского Благовещения. В 1898 году история с фресками повторилась, их опять уничтожили радикальным ремонтом, снова расписали, и в этом виде мы знаем Георгиевский собор сейчас.
В 1920 году Юрьев монастырь закрыли, а в годы Великой Отечественной войны захватчики с него содрали позолоту, повредили каркасы глав, кресты. Во многих местах обрушилась штукатурка, закоптились чудом уцелевшие фрески XII века. В 1991 году храм освятили, но благополучной жизни у него всё равно не получилось. Сначала были проблемы с отоплением: в зимние месяцы температура в соборе держалась не ниже 4–7°С. А в апреле 2008 года при установке сувенирного ларька и вовсе случился пожар. Смотрителя поблизости не оказалось, загорелась проводка – уничтоженные росписи юго-западного нефа до сих пор не восстановлены.
Не просто красочная модель
Но вот пришла цифровая эпоха. И поскольку за дело взялся Институт археологии РАН, то получился интересный новый формат – по сути, дополненная реальность. Стала возможной экскурсия по воссозданным интерьерам Георгиевского собора. Проект вобрал в себя результаты многолетних научных исследований по истории, архитектуре собора, технологиям, применявшимся при росписи храма. «Это и археология как история изучения древностей, и архитектура, и эпиграфика, и настенные росписи, которые изучают с точки зрения искусствоведения: стиля, приёмов письма, цвета, композиции, – говорит Марина Вдовиченко, учёный секретарь ИА РАН, – и использования технологий, таких как получение составов штукатурки и пигментов, приемы и последовательность нанесения слоёв, особенности погребального обряда». В итоге получилась не просто красочная модель, а многомерный «портрет» собора, причём развивающийся во времени, от ранних этапов его существования до современности.
Удивительно нажимать на домашнем компьютере стрелки и оказываться в совершенно пустынном прекрасном храме в любое время, оставаться в нём сколько душе угодно. Вот образы Спасителя и Богоматери Одигитрии, вот – святого Георгия, Богоматерь Оранта, медальоны с четырьмя евангелистами… Виртуальный тур в формате 360º позволяет обойти собор со всех сторон, приблизить любую его часть. Лёгким кликом открываются любые двери, обычно закрытые: в неотреставрированную часть здания, на хоры, в лестничную башню. По ступенькам движешься вверх без малейших усилий, будто воспаряешь. Нажав на значок лупы, попадаешь на страницу с граффити, фрагментом фрески, информацией об утраченном участке. Между прочим, это граффити XII века, где можно прочесть о смерти детей Ярослава Новгородского, о пожаре в церкви Троицы… За каждым словом стоят комплексные исследования. Например, в описании некрополей есть данные антропологических исследований, в разделе о новгородском святителе Феоктисте можно увидеть его гробницу, прочитать биографию, увидеть портретную графическую реконструкцию, выполненную по результатам антропологических исследований, и узнать, где находятся останки святого сейчас.
С 2013 года на территории Юрьева монастыря работает Новгородский архитектурно-археологический отряд ИА РАН под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова. Учёные проделали огромный объём работы, обогативший нашу историю. В каменном саркофаге № 11 за церковной оградой в 2019 году нашли останки трëх жителей XII века: женщины старше 50 лет, ребёнка четырёх-пяти лет и мужчины старше 50 лет, кости которого переместили, чтобы похоронить женщину и ребёнка. С помощью генетического анализа удалось определить митохондриальные гаплогруппы у знати домонгольского Новгорода. Геном женщины относится к гаплогруппе, которая присутствует в древнерусском «курганном» населении Русского Севера и средневекового Ярославля. Мужчина и ребёнок представлены редкими гаплогруппами, которые вообще никогда не находили у средневекового населения Древней Руси.
Экспедиция Седова исследовала некрополь, погребения как внутри собора, в числе которых гробница новгородского святителя Феоктиста, так и за его пределами, у южного и северного фасадов. Археологи восстановили уровень пола XII века, обнаружили сотни тысяч фрагментов фресковой живописи XIX века и передали их в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник для дальнейшей обработки, консервации и изучения.
Осилить такую научную задачу – нетривиально. И в 2021 году для изучения фресковых росписей собора первой трети XII века в Институте археологии РАН создали Лабораторию архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников, которую возглавила Алессандра Джиумлиа-Маир, эксперт по археометрическому анализу с мировым именем. Изучение фресок методами точных наук позволило определить состав красочного слоя, штукатурки, последовательность нанесения слоёв. В ходе работ с фресками Георгиевского собора создавалась и методика исследования настенных росписей, которая также была опробована на других домонгольских памятниках Новгорода.
Отдельно, конечно, изучали пол. «Пол собора Георгиевского собора отличается от полов других храмов, – рассказывает Владимир Седов. – В южнорусских и многих византийских храмах полы делали из керамических поливных плиток или из мраморных плит. Такие полы отражали свет, сверкали, были многоцветными. Полы Георгиевского собора были матовые, однотонные, и это оказывало совсем другой эффект: это была монументальная, очень спокойная, инертная поверхность, которая придавала дополнительную значительность интерьеру памятника».
Геологи из Санкт-Петербурга выяснили, из чего было сделано внутреннее убранство собора. Камень для пола добыли из каменоломен на реке Шелони: только там имелись огромные валуны, из которых можно было выточить плиты, доходящие до 2,5 метра. «Так, исследование пигментов и обнаружение среди них лазурита, добытого на территории современного Афганистана, рисует картину широких торговых связей Новгорода в домонгольскую эпоху», – говорит Марина Вдовиченко.
Можно сказать, виртуальный Георгиевский собор нас продвигает одновременно и в далёкое прошлое, и в новую страницу будущего, когда цифровой макет храма станет обыденностью. «Запуск виртуального тура позволит широкому кругу зрителей не только полюбоваться красивыми видами Юрьева монастыря и уникальными интерьерами Георгиевского собора, – сказала Марина Вдовиченко, – но и получить наиболее полную информацию о его истории, роли в культурной и духовной жизни Новгорода, а также ознакомиться с последними научными данными по исследованиям собора, изложенным в научно-популярной форме».
Проект осуществлялся в сотрудничестве с компанией «Моспано» при поддержке фонда «История Отечества» при содействии и по благословению митрополита Новгородского и Старорусского, главы Новгородской митрополии Льва в рамках гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по теме «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)».