На одном корабле двух капитанов не бывает, разбитому кораблю нет попутного ветра, большому кораблю – больше плаванье. Это лишь часть пословиц, в которых присутствует образ корабля. Причём везде это судно символизирует разные понятия: где-то – человека, где-то – свободу, где-то – саму жизнь.
Когда я слышу термин «корабль», в памяти до сих пор всплывали картины Ивана Айвазовского, фильм Джеймса Кэмерона «Титаник», сказка Афанасьева «Летучий корабль» и роман Вениамина Каверина «Два капитана». Думаю, у каждого будет свой набор ассоциаций. Однако так было до того, как я сняла документальный фильм «Селигерье». Признаться, на корабле я никогда не ходила, зато в процессе съёмок побывала на борту парусника «Усатая синица» Игоря Кокоулина. Теперь при слове «корабль» возникает ощущение полёта. Наверное, поэтому парус называют символом свободы. Впрочем, готовя этот материал, я поняла, что это не общепринятая ассоциация.
Русский корабль – военный корабль
Обзванивая университеты в поисках потенциальных экспертов, которые могли бы прокомментировать данную тему, я думала, о каких образах будет идти речь. С детства всем известно, что корабль – это свобода. Однако с моим, как мне казалось, «общепринятым» мнением согласились далеко не все. А самым удивительным было услышать от директора Института исследований культуры НИУ ВШЭ Виталия Куренного о том, что корабль как образ в русской культуре непопулярен.
– В былинах на Соколе-корабле плывёт Илья Муромец, сказка «Летучий корабль» Афанасьева, песня про Стеньку Разина – и, пожалуй, всё, если мы говорим о традиционной культуре. У нас образ корабля представлен не очень ёмко, поскольку Россия долгое время была отрезана от морей. Поморская культура такой фольклор не производила. Однако судно достаточно часто встречается в советском кинематографе, где рассказывается о петровских временах, морских военных событиях. Например, фильм «Крейсер “Варяг”» Виктора Эйсымонта, «Броненосец “Потёмкин”» Сергея Эйзенштейна. Так получилось, что у нас сложился скорее военный образ корабля, отмечает Куренной.
Не может быть, думаю я и начинаю поиски в живописи. А как же свобода, символ новых открытий, приключений и авантюризма, который запомнился мне из литературных произведений? Пересматриваю картины русских маринистов. Некоторые из художников, кстати, незаслуженно малоизвестны. Однако стоит признать: почти все они были последователями Ивана Айвазовского, а также существенную часть жизни посвятили военному флоту.
Например, достаточно большое количество работ, посвящённых борьбе со стихией, есть в творчестве современника Айвазовского Алексея Боголюбова, он был художником штаба военно-морского флота. Но и этот автор зачастую писал военные сюжеты. Например, выполнял монаршие заказы изображения морских сражений и Крымской войны.
Ещё один ученик Ивана Айвазовского – Лев Лагорио – отправился в плаванье на военном фрегате «Грозящий», чтобы изучить его строение и изображать на своих полотнах. Впрочем, он также писал события российской военно-морской истории.