На экраны онлайн-кинотеатров вышел новый сериал «ГДР» режиссера Сергея Попова – новое шоу от Института развития интернета, который после феноменального успеха «Слово пацана» превратился из невнятной привластной конторы по распределению грантов на создание патриотического контента в интернете в ведущий продюссерский центр страны.
Новый сериал тоже эксплуатирует тему ностальгии по СССР конца 80-х. Но теперь героями становятся не дворовые пацаны, а андроповские соколы из Первого Главка КГБ – то есть, рыцари плаща и кинжала из внешней разведки. Все снято очень стильно – в нуарном ретро-стиле, с огромной любовью к деталям советского быта. И очень богато – с самой первой серии зрителя буквально оглушают сценами погони по Западной Берлину, которая – по методу параллельного монтажа – перекликается со сценами погони двух МиГов за спортивной «Сессной» того самого Матиаса Руста, севшего прямо на Красной площади.
Единственное, к чему возникают вопросы – это сценарий, который закручивает шпионский триллер до состояния комедии абсурда.
Итак, все начинается с полета Матиаса Руста, который в сериале предстает абсолютным идиотом и агентом ЦРУ. С собой в кабине самолета он везет чемодан с биологическим оружием массового поражения. Точка назначения – Москва. Дескать, ЦРУ хочет повторения инцидента с корейским «Боингом», которого сбили наши пограничники в 1983 году. Хотя, собственно, непонятно, в чем будет повторение? И как можно сравнивать гибель пассажирского «Боинга» с уничтожением «Сессны»? И зачем ЦРУ травить сотни тысяч человек?
Короче, пока наши истребители на сверхмалой высоте гоняются за Рустом, наш доблестный разведчик в Берлине узнает о биологическом оружии на борту и о том, что самолет вообще нельзя сбивать. Чем спасает сотни тысяч жизней. И дает советскому правительству прекрасный повод долго и с наслаждением повозить мордой по столу цэрэушников с натовцами. Но вместо этого правительство наказывает самого нашего суперагента – его понижают в должности и переводят в Москву на скучную бюрократическую работу.
Еще больше вопросов возникает, когда создатели сериала пытаются размышлять на тему «А как же так случилось, что внезапно посыпалась социалистическая система в Европе?»
При этом кремлевское закулисье показывается совершенно в анекдотичном виде – чего стоит один безвольный Горбачев, размышляющий о судьбах Европы и не способный сам выбрать себе блюдо на завтрак. Разумеется, последний генсек является безвольной марионеткой в руках Раисы Максимовны. Соратники все как на подбор – просто персонажи подзабытый программы «Куклы». И невольно возникает вопрос, как же все эти бездарные, туповатые и безвольные люди смогли добраться до управления такой огромной империей? Нет, воля ваша, что-то здесь не то.
Поэтому вопрос «Как же так вышло, что советский лагерь развалился?» так и остается без ответа.
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Что скрывается за картинкой на экране, за нарядным праздничным залом кинотеатра и огнями софитов? Сложный, высокотехнологичный и слаженный процесс работы группы съемочной площадки – бэкстейдж.
На выставке «За кадром: Есть что посмотреть» посетители смогут познакомиться с миром технических нюансов, кинопрофессий и секретов работы «за кадром». Через призму различных кинопрофессий зрители увидят, как устроено кино и съемочная площадка отечественных фильмов.
В стенах легендарной Киностудии Горького выставлены копии оригинальных киносценариев, костюмы, реквизит, восстановленные декорации, постеры, видео-, аудио- и фотоматериалы, а также другие бэкстейджи и фильмы о фильмах как популярных отечественных классических лент («Семнадцать мгновений весны», «Конец операции “Резидент”» и т.д.), так и современных кинокартин («Чебурашка», «Нюрнберг», «По Щучьему велению»).
Куда пойти: Киностудия им. Горького
Адрес: Москва, ул. Сергея Эйзенштейна, 8
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В музее современной истории России проходит выставка «Музы непокорённого города», посвященная 80-летию снятия блокады Ленинграда. В экспозицию вошли более 350 предметов: фотографии, картины, плакаты, книги, карты, альбомы, награды, письма с фронта, личные вещи жителей блокадного Ленинграда, а также мультимедийные материалы, голограммы.
Особую часть выставки занимают графические работы блокадных художников Ленинграда.
К примеру, Александр Блэк каждый день делал зарисовки повседневной жизни осажденного города. Художник запечатлел события первых десяти месяцев войны – в условиях холода, голода, непрерывных бомбёжек. Он рисовал на разных разноцветных листах, а иногда на кусках обоев. Названия его работ – «Воздушный налёт», «Водопровод замерз», «Украли карточки» – говорят сами за себя.
Часть экспонатов посвящены творчеству замечательной певицы Клавдии Шульженко, которая 12 июля 1942 года дала концерт на сцене Ленинградского дома Красной армии. На выставке можно будет увидеть знаменитый синий платочек, с которым певица выступала перед бойцами, исполняя одноименную песню.
Куда пойти: Музей современной истории России
Адрес: Москва, ул. Тверская, 21
Возрастное ограничение: 6+
* * *
Название выставки «Род человеческий» заимствовано у знаменитой одноименной экспозиции Эдварда Стейхена, которая была впервые продемонстрирована в 1955 году в МоМА в Нью-Йорке. Тогда в центре внимания выставки были простые человеческие эмоции, через которые фотограф стремился продемонстрировать международное единство народов Земли с помощью репортажных фотографий более двухсот фотографов со всего мира.
На выставке ЦВК Béton представлены фотоработы из проектов Ольги Мичи «Уязвимые» и «Лицо божества», и творческой группы ГрОМ.
Как пишут организаторы выставки, зритель оказывается в эпицентре глобальной проблемы выбора между прошлым и будущим, разобщенностью и единством, многообразием и унификацией. На этом пути нет единственного верного решения, которое бы дало ответ на то, что именно в человеческом обществе является более ценным. А, значит, уязвимыми в этой сложной ситуации оказываются не только находящиеся в меньшинстве герои работ Мичи, но и зрители проекта, которые так или иначе также вносят свой вклад в выбор между тем, что именно сохранить, а чем пожертвовать.
Размышления авторов о современных героях реализованы на большеформатных работах с использованием Искусственного интеллекта.
Куда пойти: Центр визуальной культуры Béton
Адрес: Москва, Якиманская наб., 2, корп. 1
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Выставка «Музыкальная эволюция: от камней до нейросети» открылась в Музее музыки. Посетителям расскажут, как эволюционировали музыкальные инструменты и музыкальные произведения, как изменилось человечество с изобретением звукозаписи, о том, какой может быть музыка будущего и способен ли будет искусственный интеллект создавать музыкальные произведения.
Экспозиция состоит из четырех интерактивных зон: «Зарождение музыки», «Концертный зал», «От граммофона до смартфона» и «Музыка будущего».
Куда пойти: Музей музыки
Адрес: Москва, ул. Фадеева, 4
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Выставка «Короче: век и юбка» – предлагает зрителям взглянуть на историю XX века через призму менявшейся моды. Эти изменения можно проследить по костюмам исторических личностей, а также предметам повседневной одежды из собрания Музея современной истории России. Экспозиция демонстрирует, как на протяжении века все более короткой становилась женская юбка; как менялась свадебная мода: посетители увидят, в каких нарядах женихи и невесты заключали брачные союзы 100 лет назад.
Значительное количество экспонатов когда-то принадлежало первой в истории женщине-послу Александре Коллонтай, которая была не только защитницей прав женщин, но и большой модницей. В экспозиции представлены её бархатные, вельветовые и атласные платья, изящные шляпки и туфельки. О моде в артистической среде рассказывают пуанты балерины Ольги Лепешинской, костюмы участников группы «На-на» и матрешки с их изображением; личные вещи рок-музыканта Александра Скляра.
Куда пойти: Историко-мемориальный музей «Пресня»
Адрес: Москва, пер. Б. Предтеченский
Возрастное ограничение: 12+
* * *
На выставке «Русская культура. Возрождение» встречаются прошлое и будущее: мультимедийные полотна, написанные искусственным интеллектом, и артефакты Всероссийского музея декоративного искусства, предметы дамского будуара от отечественных художников, дизайнеров, стеклоделов, печатников – вся история развития моды и быта дореволюционной России в подлинных предметах того времени. Нейросеть погрузит зрителя в атмосферу конца XIX – начала XX века через визуальный ряд, саунд дизайн и увлекательное повествование о таких жанрах, как мода, быт, балет и архитектура. Впервые русская культура Серебряного века была переосмыслена совместно человеком и нейросетью с помощью 3D-технологий.
Отдельный раздел выставки посвящен творчеству Льва Бакста – ведущего живописца «Русских сезонов» Сергея Дягилева, первопроходца и революционера в мире моды.
Каждую неделю мультимедийная часть выставки будет дополняться яркими символами Серебряного века, например, знаковыми оперными постановками «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама».
Куда пойти: Музей декоративного искусства
Адрес: Москва, ул. Делегатская, 3
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Московский музей современного искусства представляет персональный проект Марии Кулагиной «9 комнат, без конца и начала», посвященный, как сообщает куратор выставки, исследованию живописи как актуального медиума.
«Автор приглашает зрителя к размышлению о вечных вопросах: о смысле драмы бытия, её цикличности и о том, что без разного рода испытаний невозможно рождение нового, – говорится на сайте галереи. – Марию Кулагину занимает закон, действующий и в природе, и в обществе: что бы ни происходило в мире, на микро- или макроуровне, после катаклизмов жизнь возобновляется снова и снова».
Куда пойти: ММОМА на Петровке
Адрес: Москва, Петровка, 25
Возрастное ограничение: 6+